Революции Леди Гаги

Поп-дива с оружием в руках призвала к свободе и равенству

Аншлаг в «Олимпийском», ажиотаж в социальных сетях, фанатская истерика и толпа местных звезд со снисходительными комментариями и черной завистью в глазах. Все эти страсти вокруг российских концертов Леди Гаги были вполне ожидаемы: в этом сезоне кибертрэш-кабаре под названием The Born This Way Ball — мероприятие обязательное к посещению для всех музыкально любопытных. К тому же многих не покидает ощущение, что все это в последний раз, потому как регулярные приступы религиозного и административного мракобесия, сопровождающие импортные (да и отечественные) культмассовые мероприятия, начинают раздражать даже благовоспитанных иностранцев. И пока Россия вновь не стала местом, где эксцентричным людям лучше не появляться, всем нам, наверное, имеет смысл ловить кайф хотя бы от музыкальной демократии. Чем «ЗД» и занималась.

Поп-дива с оружием в руках призвала к свободе и равенству

God, save Russia!

Уже стали актуальным трендом сезона прокурорские проверки чуть ли не каждого заграничного деятеля культуры, приезжающего в Россию, завершающиеся подчас судебными оргиями. Грустные шутки о «стране, попавшей в руки сумасшедших» уже сменяются отчаянной оторопью от ничем и никем не пресекаемой разнузданности дорвавшихся до власти мракобесов, которые куражатся безо всяких тормозов в стиле «режь последний огурец». Британские художники-братья Чепмен после скандала с их антифашистской выставкой в «Эрмитаже» уже заявили, что в Россию больше ни ногой, и к их настроению уже подумывают присоединиться многие заграничные мастера изящных, и не очень, искусств.

Ясно — к бабке не ходи, — что Леди Гагу, как недавно и Мадонну, ждут проверки, разборки, суды. Гаге, как и Мадонне, начхать, конечно, на это с высокой колокольни. Пожмут плечами и рассмеются. Торжествующая «милоновщина» выставит в глупом, нелепом и смешном свете, разумеется, не мегазвезд мировой сцены, а многострадальную Маза-Рашу — как в грустной песне Шевчука о «родине-уродине».

Есть только одна маленькая закавыка. Если Мадонна по-деловому, прямолинейно и без особенных сантиментов декламировала поддержку Pussy Riot и правам меньшинств, то преследование Леди Гаги может выглядеть крайне двусмысленно для местных ура-патриотов и ревнителей морали. Ибо, несмотря на свое иностранное происхождение, эпатажная певица оказалась настоящей… российской патриоткой. Наряду с неоднократными чувственными декламациями о том, что любовь свободна и все должны бороться за свое равноправие, она при этом так часто, с надрывом и раскатистым «рэ» расхваливала на все лады Рашу-Россию, «замечательную и любимую страну», с такой гордостью разворачивала над сценой российский флаг, что подобному искреннему восторгу могли бы поучиться все «местные» с «нашими» и прочие записные патриоты. Гага помимо урока толерантности и свободолюбия провела на московском концерте еще и убедительный урок подлинного, а не квасного патриотизма, и если ее будут здесь судить, то это станет судом над истинно русской (по духу!) патриоткой. Тогда возникнет вопрос: а чьи агенты все эти депутаты милоновы и иже с ними?

обГАГАтаться, и только

«Я пишу песни под платья», — любит говорить Леди Гага, чем, наверное, еще больше злит своих ненавистников. У последних главная претензия к артистке формулируется так: с какого перепугу эта позерка стала такой популярной? Возможно, все дело в невероятной самоуверенности этой особы. Все-таки Гага — это не совсем поп-старлетка, которую придумали хитрые продюсеры. Она помаялась в андеграунде, ей много раз указывали на дверь, и можно сказать, что вся музыкально-визуальная доктрина придумана артисткой часто вопреки массовым вкусам и настроениям в музыкальной индустрии. Может быть, Гага и не родила ничего доселе невиданного, но именно она взяла театральность Дэвида Боуи и Фреди Меркюри, искренность Синди Лаупер и поставила все это на коммерческие рельсы, по которым уже много лет так лихо скользит Мадонна. Ходят, кстати, упорные слухи, что девушки друг друга на дух не переносят. Мадонна, как дама с отменным нюхом на имена и ситуации, способные помочь ей стать еще моднее и популярнее, пыталась сделать красивый жест примирения и пригласила Гагу замутить совместный номер на одном из концертов ее MDNA Tour. Но дежурные комплименты от поп-дивы, видимо, не входили в планы Леди Гаги, и она сказала, что очень занята, оказавшись значительно мудрее Бритни Спирс, изящно растоптанной когда-то змеиным поцелуем Мадонны. В любом случае сравнения друг с другом этим артисткам не избежать. Прежде всего их роднит весьма заурядная внешность и вокальные данные, которым не спешат завидовать.

Если провести краткую ревизию в женском поющем батальоне, то Гага иногда выглядит жалким аутсайдером. В отличие от нее Кеша — красотка, Регина Спектор — породистый арт-проект, Алиша Киз до неприличия талантлива, в одном взмахе ресниц Ланы Дель Рэй больше шарма, чем во всем концерте Гаги, а на фоне песен Адель Bad Romance и им подобные выглядят довольно жалко. Но у всех этих замечательных девушек нет и сотой части трудолюбия, с которым Гага, подобно танку, прет к мировому господству. Она не работает, она вкалывает, как гастарбайтер. Все ее песни, каждое концертное действо и просто выходы на публику продуманы с такой пугающей тщательностью, что поневоле можно проникнуться уважением к подобной самоотверженности. И если буксует музыка (как бы ни говорили, что альбом Born This Way — пластинка куда более напыщенная и куда менее динамичная, чем The Fame Monster), то артистка готова ее приукрасить прыжками на амбразуру, когда речь идет о правах всех обиженных, созданием социальной сети для всех ее любимых монстриков-фэнов и теми самыми платьями, под которые и создается ее музыка.

В обывательских ассоциациях Мадонна — это «материальная девушка», так зовут ее в честь одного из программных хитов поп-дивы. А вот Леди Гага музыкальной ассоциации пока не заслужила. Что не отменяет ее ценности как прикольной чувихи в мясном наряде.

За геев на нары? Запросто!

Гага уже дважды посещала Россию — с закрытым «заказником» и с клубным концертом на заре карьеры три года назад в модном тогда заведении Famous. В ее багаже уже был хит Poker Face, но гонорар еще не превышал 50 тысяч долларов. Золотые времена! На этот раз артистка вывезла из России миллионы.

Она основательно подготовила пришедших к своей «электро-поп-метал-опере». В промежутке от разогрева до ее выхода на сцену публика слушала Бизе, отрывок из «Лебединого озера» и еще несколько симфонических произведений. Настрой был задан верно: выступление получилось нарядным и театральным, на грани концерта и музыкального спектакля. Большой «раздвигающийся» замок с крестами и горящими окнами стал фоном и местом объявленного «Бала монстров», уводящий своей мистичностью в сказочные дали воображения, а средневековостью — к ассоциациям с современной действительностью. Из его открытых ворот Гага выехала к зрителям верхом на механическом единороге в сопровождении стражников с плакатами «G.O.A.T.», туда же артистку затаскивали, как пленницу, во время песни о предателях «Judas», и, наконец, в его «недра» певица опускалась, обнимая актера-красавца в конце программы. Над замком и всеми участниками шоу парила голова-рассказчица внутри большого бриллианта, похожая на виновницу торжества в клипе «Born this way». Голова пояснила: Гага родом с планеты G.O.A.T. и пришла на Землю, чтобы создать новую расу.

«Ролевая игра», устроенная артисткой, со стороны могла напомнить горячечный бред, но была основана «на реальных событиях». «Темой вечера» стали отношения — физические, платонические и государственные. Певица оказалась не только неравнодушной, но и общительной: россиян назвала «самыми смелыми людьми, делающими сексуальную, политическую и религиозную революцию», свободу и равенство объявила главными человеческими ценностями, а также рекомендовала всем «не стесняться себя» и плевать на то, что думают окружающие. Звала поднять руки всех, кто считает себя свободными людьми, и переполненный «Олимпийский» поднимался в едином порыве. «Меня не волнует, что говорят обо мне! А вас?! — спрашивала она и продолжала: — Мой менеджер предупредил, что в Петербурге меня могут арестовать — за пропаганду гомосексуальности в моем шоу. Пусть арестуют! Мне все равно!». Зал наполнился одобряющим гулом. Прямо-таки марш свободы — и всего в паре километров от Лубянки…

Публика воодушевленно шумела и закидывала певицу подарками — самодельными плакатами с лозунгами и приветствиями, мягкими игрушками и даже матрешками с ее изображением. Гага была тронута и вывела на сцену четырех «маленьких монстров» — именно так она называет своих поклонников, спев вместе с ними композицию «Born This Way». Куплеты перемежались разговорами-рассуждениями-призывами, которые переводила на русский язык фанатка певицы. Пришедшие не остались без хитов: Гага исполнила и «Bad Romance», и «Poker Face», и «Telephone», и «Alejandro», и «Paparazzi» и другие темы, благодаря которым она прославилась, равно как и череду актуальных тем нынешнего «Бала»: от «Black Jesus» и «Bloody Mary» до «Americano» и «Scheiße».

Актриса менялась, становясь похожей то на Жанну Агузарову — заявлениями о своем инопланетном происхождении и костюмами, то на Мадонну — гримом и подчеркнутой сексуальностью образа, то на Лару Крофт — постоянно появляющимся автоматом в руках. Из него коварная героиня убивала соблазненного мужчину, а танцор из массовки, играющий невесту, — своего жениха в день свадьбы. Символы были не менее радикальными, чем события: в самом начале шоу Леди Гага, буквально иллюстрируя название «Born This Way» («Так рождена»), «появилась на свет» из огромной надувной утробы, а ближе к середине программы висела рядом с тушами из человеческих тел и «прокручивала» себя и людей через мясорубку.

«Грубая физиология» в сценических зарисовках Леди Гаги отвращения, впрочем, не вызывала, балансируя на грани концептуального искусства и хулиганского эпатажа. Ей удается быть эстетичной натуралисткой, которая занимается с публикой «сексом по любви». Музыкальный спектакль — тот же акт, только творческий, а как к этому относиться — личный выбор каждого. Если только этот выбор у каждого есть. За это, собственно, Гага весь вечер и рвала свою луженую глотку.

Темнота — друг молодежи

Вместе с главной распорядительницей «Бала монстров» по миру катаются давняя соратница Леди Гаги Леди Стралайт и британцы The Darkness — весьма приметные, кстати, джентльмены. Их винтажный, если не сказать пародийный хард-рок принес им немалую популярность и кучу наград сразу после выхода в 2003 году дебютной пластинки Permission to Land. Но уже после релиза второго альбома One Way Ticket to Hell... and Back вокалисту Джастину Хокинсу, лечившему расшатавшиеся нервишки спиртным и кокаином, пришлось слечь в больницу. Однако в прошлом году группа вернулась в разряд гастролеров. Пока не на первых ролях, но это не помешало им отыграть весьма бодрый сет, который сорвал куда больше аплодисментов, чем это принято на выступлениях разогревающих команд. Смачный сырой звук, нелепые наряды, театральные позы, татуированный тощий бестия Джастин и его голос, который резал «Олимпийский» подобно бензопиле. Что же касается Леди Стралайт, то она зажгла только в Петербурге. Свой манерный перформанс девушка подсластила бутылкой виски, осушенной прямо на сцене, но, как потом выяснилось, безалкогольным, что, конечно, резко снижает ценность подобных акций. Хотя многие предположили, что в Москве она не выступала, потому как все-таки где-то напилась.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру