Манеж одели в «оттепель»

«Советский неореализм» показали живописно и модно

Непринужденная французская мелодия, платья в стиле ретро, напоминающие о Диоре и Шанель, и картины, изображающие советских людей послевоенного времени — времени надежд, иллюзий и первых глотков свободы... В просторных залах «Нового Манежа» наступила «оттепель». Почувствовать обаяние и настроение той романтической поры призваны работы художников петербургской академической школы: в экспозиции более 150 ученических и дипломных работ выпускников РАХ, написанных с 1953 по 1968 год. «МК» изучил полузабытую эстетику прошлого.

«Советский неореализм» показали живописно и модно

Девушки в свитерах и облегающих штанах натягивают фигурные коньки. Другие — в пышных цветастых юбках — обсуждают журнал. Балерины откидывают пуанты после изнурительной репетиции. Краснощекие парни в ватниках что-то радостно кричат. Люди на картинах студентов самой закрытой и классической художественной школы изображены очень естественно. От них веет свободой и романтикой. Хотя в этих полотнах нет ни соцреалистической помпезности, ни намеков на партийную идеологию, ни модернистских экспериментов «второй волны авангарда», которые после десятилетий запрета вновь проникают художественную жизнь.

— Это выставка о времени, — говорит арт-директор музейно-выставочного объединения «Манеж» Марина Лошак. — Люди, которые были студентами самой традиционной художественной школы, очень точно сформулировали впечатление от «оттепели» — неореалистического времени, когда человек перестает чувствовать себя массой, действующей во имя одной цели, и начинает жить своей частной жизнью. Удивительно, что на картинах почти нет улыбающихся людей, но впечатление от работ все равно очень светлое.

Действительно, все герои студенческих полотен и зарисовок — очень серьезные, хотя и заняты повседневными делами: строят, лечат, читают, танцуют, занимаются спортом... Они еще помнят войну, репрессии и понятие «культ личности», совсем недавно раскритикованное Хрущевым... Но мечтают и надеются на лучшее будущее — о чем свидетельствует целый раздел архитектурных проектов обустройства Петербурга. Ни один из них так и не был воплощен в жизнь.

«Советский неореализм» показали живописно и модно

«Советский неореализм» показали живописно и модно

Смотрите фотогалерею по теме

Между картин и рисунков встречаются предметы быта и моды — велосипеды, мебель и манекены в нарядах одного из самых романтических периодов в истории СССР. Удлиненные пышные юбки с осиной талией, подчеркнутой поясом, в комплекте с легкими синтетическими рубашками — советский вариант стиля, созданного Кристианом Диором еще в 1940-х. И лаконичные платья с четкой геометрией и пропорциями а-ля Коко Шанель.

— Мода стала приметой «оттепели», одним из знаков того, что мир изменился, что ты можешь быть непохожим на остальных. Эти предметы гардероба утверждали, что личность важнее большой идеи, — поясняет Марина Лошак.

Кстати, эти вещи — сдержанные и из гардероба стиляг — в ХХI веке снова вошли в моду. Правда, романтический настрой и мечтательность вместе с ними не вернулись ни в жизнь, ни в искусство.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру