Книжное обострение

Михаил Швыдкой: «Денационализации допустить нельзя!»

Как распутать зашедшую в тупик ситуацию с Библиотекой Шнеерсона (БШ), возвращения которой в нью-йоркскую общину любавичские хасиды добиваются с 80-х годов? Вопрос очень тонкий, вот так с налету его не решить. Тем более когда вашингтонский федеральный судья Ройс Ламберт лишь осложнил дело, «выписав» России штраф в 50 000 долларов ежедневно, покуда, мол, книги и рукописи не окажутся в руках еврейской организации «Хабад»... О нюансах этой старой истории «МК» консультирует спецпредставитель Президента РФ по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой.

Михаил Швыдкой: «Денационализации допустить нельзя!»

— Михаил Ефимович, можно ли, по вашему мнению, найти компромисс?

— Скажу сразу: под давлением американского суда Россия никаких компромиссов искать не будет. Я занимаюсь этой проблемой с 1993 года, и в свое время в рамках комиссии Черномырдин—Гор мы составили специальный протокол о том, что РФ открывает доступ к этим книгам для всех верующих — российских ли, американских: существует в Центре восточной литературы РГБ зал иудаики со специальной молельной комнатой — вы туда пойдите, исследователь имеет к книгам доступ. Но я не сказал бы, что к ним очередь.

— А были до обострения возможны другие варианты?

— На мой взгляд, да. Ведь хасидов в мире много. В частности, есть хасидские общины и в Российской Федерации. Например, учредитель центра в Марьиной Роще (при тамошней синагоге) придерживается хасидского направления в иудаизме. И в принципе они могут претендовать на владение этими книгами. И можно было бы (не нарушая российского законодательства!) открыть в МЕОЦ (еврейский центр) филиал РГБ, перевезти книги туда, чтобы верующие евреи пользовались ими во время молитв. Мы же должны отстаивать интересы своих граждан, в том числе российских хасидов! Так что варианты есть. Но! Не под давлением американского суда, решение которого, повторюсь, загнало эту проблему в еще больший тупик, чем когда бы то ни было. Идти по пути, который предлагается хасидской общиной из Бруклина, на мой взгляд, безумие.

— Как вы относитесь к предложению отдельных юристов перенести разбирательство вопроса по БШ в третейский суд в Гааге?

— Ну а почему судебные решения о собственности Российской Федерации должны приниматься в американских или гаагских судах? На каком основании? Здесь никакой логики. Это нарушение суверенитета страны. К вам приходят домой какие-то люди, говорят: «Мы будем разбираться по вашему имуществу: тут моя бабушка когда-то подарила вашей бабушке розетку». И как вы отреагируете?

— Вот такой интересный поворот: хасидские раввины отметили, что сами по себе раритетные книги из БШ можно купить в лавках Иерусалима и Нью-Йорка по 100—200 долларов, не в них ценность...

— В коллекции Шнеерсона инкунабул (книг, что называется, в единичных экземплярах) очень немного, основа собрания — литература тиражная, имеющая скорее религиозное значение именно потому, что там есть пометы ребе Шнеерсона. А в принципе составить ровно такую же коллекцию просто. Но пометы делают ее бесценной для верующих евреев. Но мы отвлеклись. Я настаиваю, что речь идет совершенно о другом: нужно четко придерживаться нашего законодательства. Почему? Коллекция попала в РГБ в результате актов национализации 1918 года. А что говорят хасиды? «Эти книги наши, отдайте их нам». Примерно то же самое говорят потомки владельцев фабрики пианино «Беккер». То же самое говорят Юсуповы: «Дворец наш, отдайте нам». То есть на этом юридическом основании создавать для России прецедент денационализации очень опасно: мы затрагиваем тяжелейшую проблематику, которая отзовется потом неизвестно как.

Да, мы начиная с 90-х годов возвращали религиозным общинам (православным, мусульманам, евреям) их ценности...

— Так и в чем разница с библиотекой Шнеерсона?

— Я объясню. РГБ, бывшая Ленинка, — это особо ценный объект истории и культуры, ее коллекция неделима. И если мы ее затронем, то взорвем и без того очень хрупкую ситуацию, ведь надо понять, что все художественные музеи России хранят у себя вещи, которые так или иначе были национализированы 100 лет назад. Понимаете? И если взрыв с коллекцией Шнеерсона произойдет, мало никому не покажется.

— А что, этого не понимали в 1991 году, когда Высший арбитражный суд РСФСР постановил передать БШ хасидам?

— Ну, извините, тогда мы жили в правовом вакууме, законодательная база была очень мутная. Вот почему был принят закон об особо ценных объектах (куда вошли Эрмитаж, Третьяковка, Русский музей, РГБ и так далее). Не будь этого закона, растащили бы всё! Что с архивами тогда творилось? Ужас. А так постановили: коллекции не-де-ли-мы, и точка. Изъять ничего нельзя. Это был акт спасения. Вы поймите, уж я-то точно не враг хасидов, я лично считаю, что верующим надо отдавать то, что им принадлежало. Но не в ущерб российскому закону, потому что мы и так нигилистичны по отношению к нему. Забудем о законе — наступит хаос.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру