Это второй приезд столичной труппы в Женеву: еще в начале 90-х здесь с успехом играли "Без вины виноватые" Петра Фоменко. Теперь вот привезли свою главную визитную карточку последнего десятилетия - "Дядю Ваню " Римаса Туминаса. Сам худрук прилетел в Женеву из Пятигорска, где в рамках нового госпроекта "Театры России - Северному Кавказу" его артисты играли "Маскарад" Лермонтова. А во Владикавказе открывал памятник Евгению Вахтангову, сыну богатых родителей, учившемуся на юриста, а ставшему в результате театральным реформатором. Кстати, во Владикавказе же русский театр тоже носит имя Вахтангова, но тот долгожитель, на 50 лет старшего своего Московского брата - отметил уже 140 летие.
Итак вахтанговский в Женеве по приглашению Международного центра МГУ им. Ломоносова в Женеве ( президент Тамирлан Гасанов). "Дядю Ваню" играют в театре Каруж, что находится в одноименном квартальчике Женевы, разительно отличающемся от остальной солидной части города - он весь как с рождественской открытки. Билеты на три представления, что дают здесь вахтанговцы, раскуплены, и еще в самолете, трое ребят из Казани, увидев, что я разговариваю с артистом Епишевем, умоляют достать им конторомарки. "А то мы в Москве не смогли попасть. Может в Женеве "Дядю Ваню" посмотрим" - жалостливо говорят они.
Действительно, спектакль этот особый. Отличается не только тем , что на него все билеты за два месяца вперед распроданы (на последнюю премьеру - "Онегина " - вообще не попасть), но именно у "Дяди Вани" какая-то особенная атмосфера. Это могут подтвердить и артисты, и все, кто обслуживает спектакль.
- Да я наизусть его знаю, - говорит мне Раиса Ивановна, старейший костюмер. - он такой глубинный что ли, и музыка... я вот сколько на нем работаю, а все душу эта музыка рвет. Ну пойду за туфлями для Анечки. - это значит для Ани Дубровской, играющей Елену Андреевну. Аня в белой идеально отутюженной блузке, прямая как струна, стоит в кулисе. Все заняли исходную позицию - Галина Коновалова (нянька Марина) присела у стола перед зеркалом, Володя Вдовиченков - ближе к авансцене и спиной к залу, чуть в глубине - Максакова, Симонов.... Тот редкий случай, когда понимаешь: эти роли могут играть только они, никакого второго состава быть не может и не должно, даже если что случится. Соня - это Маша Бердинских, а нелепый профессор - только Симонов Володя, маман - конечно же Людмила Васильевна Максакова (она поправляет синие очечки) и даже бессловесный работник-дылда - это Епишев, как и Юрий Красков - Вафля. Никогда, ни при каких обстоятельствах в той удивительной истории, что по Чехову сочинил Римас Туминас, не будет для меня ( да и для всех) другого Дяди Вани кроме Сергея Маковецкого.
Но сейчас он в легком недоумении и это недоумение растет по мере развития спектакля.
- Что происходит? Такое ощущение будто на пустой зал играем - бросает выходя со сцены дядя Ваня. - не понимаю, почему они не реагируют.
А зал действительно подозрительно тих, как Днепр при тихой погоде, когда редкая птица долетит до середины...- впрочем это Гоголь, а на сцене - Чехов. Но никакой реакции даже в тех местах, где всегда гарантированы апплодисменты или смех. Странно это еще и потому, что русской публики значительно больше, а она, особенно за рубежом, всегда эмоционально реагирует, а тут... В общем все за кулисами пожимают плечами. В антракте в фойе слышу:"У меня мурашки по коже". Солидного вида мужчина, оказавшийся крупным чиновником ООНовской организации объясняет, что лично он боится хлопать, чтобы не помешать той жизни, что он видит на сцене: " ну это как птиц спугнуть".
А за кулисами, в антракте Галина Коновалова рассказывает мне:
- Вот все в жизнь - один сплошной случай. Знала бы ты, как я отказывалась от этой роли (няньки Марины). Как меня Римас уговаривал, а я ему говорила:"зачем же я буду играть в моем возрасте? И что я скажу другим артисткам?" "А вы скажите, что живете со мной" - сказал мне Римас.
Теперь у актрисы, которой без четырех 100 лет - в репертуаре шесть (!!!) ролей. Постоянно летает на гастроли и никогда не теряет своего тонкого, изящного чувства юмора.
Через час внутреннее напряжение спектакля рванет как гром в изнуряющей духоте дня. Буквально шквал аплодисментов разорвет тишину финала. Аплодируют. Крича: "Браво". Артистов, когда те переоделись, на выходе встречают аплодисментами.
А уже сегодня у дяди Вани - день рождения. Несколько вопросов накануне вечером Сергею Маковецкому.
- Сергей, поздравляю - две пятерки у тебя.
- Ну да, я вроде как круглый отличие получаюсь. Но я себе ставлю ничью 5:5.
- Сегодня был странный спектакль. Непонятная реакция.
- Да, сколько мы ездили - такое впервые. Все зависит от публики, конечно. Сначала я думал, что молчат, потому что иностранцы и читают титры. Но, видишь, шок у них был.
- Здесь ты будешь встречаться со студентами актерского факультета международного центра МГУ ИМ. Ломоносова, который как раз и организовал гастроли вашего театра, и который плотно работает с вашим училищем А почему ты, такой мастер, сам не преподаешь?
- Знаешь, Мариша, мне и в нашем училище не раз предлагали набрать курс, и отрывок со студентами подготовить. Но я не готов: это же надо 4 года прожить с ними. Как, когда я и Володя Симонов поступили, наша Алла Казанцева, царствие ей небесное, была с нами постоянно. А я ... Я еще сниматься хочу, играть в театре - я не смогу с ними полноценно прожить четыре года. Эх, что ж я так плохо учил французский в училище! И правила знал, у меня же такая память, что если на страницу посмотрю ее запоминаю сходу.
- Просто у тебя актерская память. Ты родился актером.
Что ты, я об этом не думал тогда. Я любил математику, химию, биологию. Литература была не моим предметом. Любил задачки решать. И урок мог через месяц повторить за учительницей. Она даже маме говорила:" Ну что его спрашивать? Он же все знает". Меня так и в комсомол приняли. Сначала не хотели - я ж в пионерах не был. А я почитал устав, пошел в райком. Там за длинным столом сидят такие важные все, понятно что меня не примут. Один спрашивает: " кто может быть молодым коммунистом?", а у меня перед глазами цитата классика марксизма-ленинизма, ну и я и выдал (артист несколько раз наизусть повторяет головоломную цитату об усвоение всех знаний, накопленных человечеством...). Все руки за меня и подняли. Ох, надо бы договориться с официантом в этом ресторанчике заранее, чтобы после спектакля мы пришли, а стол уже некрыт. Вот и отметим день рождения.
Гастроли Вахтанговского театра в Швейцарии проходят при поддержке Министерства культуры России.