Серебренников взялся за балет

Большой театр озвучил свои планы на новый сезон

12.05.2014 в 17:36, просмотров: 4774

Сразу после майских праздников Большой театр заявил о своих планах на следующий, уже 239-й по счету сезон. Сделали это как никогда рано: при прошлом руководстве планы обычно объявлялись в летние месяцы. Да и место для пресс-конференции выбрали тоже не совсем обычное: главное фойе исторического здания Большого, тогда как прежние встречи с представителями масс-медиа устраивались в атриуме вспомогательного конкурса.

Серебренников взялся за балет
фото: Кирилл Искольдский

Среди спикеров Туган Сохиев, новый музыкальный руководитель и главный дирижер театра, и Сергей Филин, худрук балета, после длительного лечения вернувшийся к исполнению своих обязанностей. Филин в строгом костюме и, как всегда в последнее время, в темных очках: пережив около 30 операций левый глаз у него восстановился процентов на 80, правый по-прежнему не видит. Новый гендиректора ГАБТа Владимир Урин, назначенный на эту должность в конце прошлого сезона, открывает собрание и, не откладывая дела в долгий ящик, передает слово руководителям творческих коллективов.

Филин по-деловому огласил планы в области балета. Тут две большие премьеры и одно капитальное возобновление. Возобновлять будут «Легенду о любви» — балет Юрия Григоровича, поставленный классиком советской хореографии еще в Кировском (ныне Мариинском) театре в 1961 году на музыку Меликова и по сценарию Назыма Хикмета. Его не было на афише театра уже несколько лет, и вот в октябре он должен вернуться на сцену. Однако напомним, что, например, запланированного на этот сезон возобновления другого шедевра Григоровича — балета «Золотой век» — в Большом так и не случилось.

В отличие от нынешнего, составленного сплошь из премьер западных классиков (Пьера Лакотта, Джона Ноймайера, Жана-Кристофа Майо), балетный сезон-2014/2015 будет направлен на развитие отечественной хореографии и закреплен за отечественными хореографами, впрочем, проживающими за рубежом. Самой громкой и эпатажной ожидается премьера «Гамлета», ведь делать этот балет приглашены известный хореограф из Киева Раду Поклитару (родился в Кишиневе, учился в Белоруссии и России) и культовый британский режиссер Деклан Доннеллан. Предыдущий их опыт работы для Большого театра закончился скандалом. Балет их производства (опять же по Шекспиру) — «Ромео и Джульетта» — исчез из репертуара театра после разгромных рецензий на эту постановку, написанных английскими критиками, оскорбившимися за национального гения. А также последующего затем категорического запрета родственников Прокофьева использовать Поклитару музыку этого композитора для своих балетов. Хореограф давно слывет театральным провокатором: у него Золушка — уборщица в публичном доме, а Мари в «Щелкунчике» — бомжиха и участница крысиного садомазохистского маскарада. Не говорим уже про интимные отношения героев чеховской «Палаты №6» — другой постановки хореографом в Большом.

Фото: Кирилл Искольдский

Другая амбициозная премьера запланирована на июнь — по роману Лермонтова «Герой нашего времени». Это будет балет Юрия Посохова. Так же как и в балете «Гамлет», здесь предусмотрен режиссер — на этот раз российский, но не менее модный — Кирилл Серебренников. Музыку пишет молодой композитор из Питера Илья Демуцкий. Случай уникальный, ведь для балета в наше время музыку почти не заказывают. Впрочем, для Большого такой опыт не нов: несколько лет назад композитор Десятников писал музыку к балету Ратманского «Утраченные иллюзии», а в прошлом сезоне здесь была осуществлена постановка детского спектакля «Мойдодыр» на музыку Ефрема Подгайца. Изначально композитор для «Героя нашего времени» предполагался другой — Юрий Красавин, который уже сотрудничал с Посоховым и писал музыку к многосерийному фильму по этому произведению Лермонтова. Однако у Серебренникова в процессе работы возникли определенные сомнения, и он настоял на приглашении другого композитора.

Сергей Филин и Владимир Урин приоткрыли примерные долгосрочные планы на следующие два сезона: это МакГрегор, знаменитые голландские хореографы Пол Лайфут, Соль Леон и Алексей Ратманский, переговоры с которым, как клятвенно заверил Урин, ведутся и определенные договоренности достигнуты. Предполагается даже провести фестиваль этого хореографа.

Приятно удивили и оперные планы главного театра страны. Так в самом начале сезона (он назначен на 26 сентября) состоится концертное исполнение не самой заигранной оперы Чайковского «Орлеанская дева».

Два анонса Новой сцены также очень интересны. Первый — музыкальным материалом: детская опера питерского композитора Сергея Баневича «История Кая и Герды» в очень эффектных декорациях Валерия Левенталя (театр вообще намерен активно работать с детской аудиторией), а вторая — именем режиссера: Роберт Карсон представит свою версию «Риголетто» Верди. Она станет копродукцией Большого театра с целым рядом европейских фестивалей и театров.

Певцы Молодежной программы Большого участвуют еще в одной премьере Новой сцены — «Свадьбе Фигаро» Моцарта в версии Евгения Писарева. А на историческую сцену вернется «Пиковая дама». Впрочем, вернется лишь как название. Это будет реконструкция парижского спектакля Льва Додина в сценографии Давида Боровского 1999 года. Музыкальным руководителем выступит Михаил Юровский. И, наконец, еще один классический шедевр, без которого невозможно представить себе оперный театр: «Кармен» Бизе. Его на исторической сцене представит сам Туган Сохиев в соавторстве с режиссером Алексеем Бородиным. «Кармен» — одна из любимейших опер дирижера, неоднократно ее исполнявшего.

В более далекой перспективе также выпуск целого ряда копродукций. В том числе предполагался выпуск «Енуфы» Яначека (реж. Алвис Херманис). Однако режиссер заявил о своем отказе работать в России. Поэтому вопрос с постановкой этой оперы пока остается открытым. Ярким событием обещает стать юбилей оперной примадонны Елены Образцовой. Один из интереснейших и необычных проектов — фестиваль барочной музыки, которая все еще продолжает быть экзотическим явлением в нашей музыкальной культуре.