«Высокий сезон» в Михайловском

В Санкт-Петербурге завершился международный фестиваль балета

26.09.2014 в 17:46, просмотров: 3314

Свой уже 182-й по счету сезон Михайловский театр открыл по балетным меркам рано. Мариинка еще в отпуске, московские балетные компании только просыпаются после очередных каникул, а тут уже полным ходом идет фестиваль. Да и наименование ему решено было дать заманивающее — «Балет. Высокий сезон». Так что зал на каждом спектакле был заполнен под завязку, а на верхних ярусах зрители толпились даже в проходах.

Впрочем, название вполне себя оправдало: такого количества балетных звезд, в течение недели выступавших в одном из старейших театров в городе на Неве, не видели уже давно.

Как и приличествует в таких случаях, фест начали премьерой.

«Высокий сезон» в Михайловском
«Лебединое озеро». Фото: Jack Devant.

Главный балетмейстер Михайловского Михаил Мессерер преподнес питерским балетоманам подарок, которого они ждали ровно 5 лет. Потому что именно в 2009 году Большой привез на Гран-при Михайловского театра сенсационную постановку Мессерера «Класс-концерт», в которой питерцы впервые своими глазами смогли увидеть «летающее чудо Большого» Ивана Васильева и его тогдашнюю спутницу по сцене и в жизни Наталью Осипову. Теперь «летающее чудо», как и его партнерша, — премьер и прима Михайловского (впрочем, как и других престижнейших балетных компаний по всему миру), а знаменитый «Класс-концерт» — в репертуаре театра. Тем не менее Осипова и Васильев — не единственные артисты, кто уже новой постановке знаменитого балета придали новый импульс. С не меньшим энтузиазмом работала вся труппа, а такие герои вечера, как Иван Зайцев, Виктор Лебедев, Сергей Стрелков, Никита Назаров, Анастасия Соболева, Екатерина Борченко, достойны отдельных похвал. Я уже не говорю о любимце питерской публики Леониде Сарафанове, стремительные вращения которого вызвали в зале нешуточный ажиотаж.

Собственно, с этим балетом всегда так: его успешное существование в репертуаре немыслимо не только без ярких звезд, демонстрирующих свою виртуозность (и их в труппе театра, слава богу, в избытке), но и без сильного балетного коллектива, который сегодня не уступает по своей мощи и мастерству лучшим европейским компаниям. Таков итог 5-летней работы Михаила Мессерера на своем посту в Михайловском театре.

«Класс-концерт» — это, собственно, балетный класс в «химически чистом» виде, только опоэтизированный, художественно преобразованный и показанный в форме спектакля. Тут фактически представлена вся структура балетной иерархии: от учеников хореографического училища (в балете участвовали питомцы Вагановской академии), держащихся за палку и делающих в классе первые балетные па, до этуалей с их умопомрачительной техникой. В отличие от подобных, но созданных несколько раньше (и также оформленных в отдельные спектакли) «бессюжетных» балетных классов, например, таких, как «Этюды» Ландера (1948 г.), этот балетный класс имеет не только логику, но и драматургию. Апофеоз — демонстрация последних (то есть уже из нашего времени, потому что Мессерер и не скрывает, что создал новую редакцию суперпопулярного балета) достижений балетной техники — поразительных прыжков, невероятных вращений, балетных «рыбок» — когда балерина (Наталья Осипова) бесстрашно летит в руки своему партнеру…

Премьеру Михайловский показал в преддверии масштабных и первых в истории труппы гастролей в Нью-Йорке, где планируется показать и этот балет. Программа, как и на открытии сезона, будет представлять в Нью-Йорке три века хореографии: где за советское наследие и век двадцатый отвечает как раз «Класс-концерт», век девятнадцатый напомнит о себе изящным балетным водевилем Мариуса Петипа «Привал кавалерии», нынешнему же столетию будет соответствовать «Белая тьма» — еще один показанный на открытии сезона премьерный балет, созданный убывшим в Берлин экс-худруком Михайловского театра Начо Дуато еще в 2001 году. Он посвящен теме наркотиков. От передоза, как известно, умерла родная сестра хореографа, и белый порошок (героин заменяет манная крупа) тут сыплется с колосников на людские головы в течение всего балета. Таким образом «Белая тьма» как раз демонстрировала на открытии сезона современный вектор развития Михайловского театра и его соответствие актуальным хореографическим тенденциям.

Балетная традиция была представлена на фесте очаровательным в своей наивности и ныне редко где идущим балетом-шуткой позднего Петипа «Привал кавалерии». Восстановленный Петром Гусевым в конце тех же шестидесятых «пустячок» классика русского балета, который традиционно идет здесь с 1975 года. Успех балету на открытии сезона обеспечили как всегда блестяще и самоотверженно выступивший и свалившийся сразу после премьеры с двухсторонним воспалением легких Иван Васильев и очаровательная в роли простушки-пейзанки Анжелина Воронцова, а также три бравых гусара: полковник — Алексей Малахов, ротмистр — Владимир Цал, корнет — Никита Кулигин.

Традиционными для репертуара Михайловского театра являются и балеты «Жизель, или Вилисы» в редакции Никиты Долгушина и старомосковское «Лебединое озеро». Помимо показанных на «Высоком сезоне» премьер именно эти спектакли из-за участия в них звезд мирового балета вызвали на фестивале наибольший интерес публики. Причем наличие в фестивальной афише старомосковского «Лебединого» рядом с премьерным «Класс-концертом» указывает на важную стратегическую линию в балетной политике Мессерера и гендиректора Владимира Кехмана. Важную не только для Михайловского театра, но и для всего отечественного балета — балетмейстер и его патрон фактически спасают от незаслуженного забвения балетные шедевры советских лет.