«Тангейзер», возможно, поставят и без Кулябина

Эксперты «МК» считают, что концертная версия скандального спектакля будет иметь успех

20.04.2015 в 21:24, просмотров: 6881

Министр культуры Владимир Мединский, который пару недель назад сменил директора Новосибирского театра оперы и балета из-за отказа того убрать из репертуара постановку Тимофея Кулябина «Тангейзер», заявил, что спектакль может вернуть на сцену театра — только «с некоторыми корректировками», то есть не в режиссерской, а в концертной версии. Непоследовательности министра новый директор театра Владимир Кехман, однако, не поддался и пообещал, что «Тангейзер» возвращать не будет. Но ведь многие, даже Кехман, признавали, что с музыкальной точки зрения «Тангейзер» сделан прекрасно. «МК» спросил у эксперта, могла ли быть востребованной концертная версия скандальной постановки оперы Вагнера.

«Тангейзер», возможно, поставят и без Кулябина
фото: youtube.com
На фото: Тимофей Кулябин

- Традиция концертного исполнения опер существовала и будет существовать. Есть такой жанр, - говорит «МК» музыковед Екатерина Кретова. - В среде музыкантов благожелательное отношение к этой практике. Ничего не отвлекает слушателя от музыки и качества исполнения. И это качество выходит на первый план. Певцы и дирижер не могут спрятаться за эффектную сценографию, яркие костюмы и небанальные мизансцены. Мстислав Ростропович любил повторять, что он предпочитает концертное исполнение опер сценическим. Сейчас, когда режиссерская опера, которую иронично называют «режопера», начинает надоедать публике. Возникает желание услышать оперу в том виде, как она была написана. А в ситуации с «Тайнгезром» есть важный момент: все признают — и сторонники, и противники — что музыкально она сделана очень хорошо. Это великолепная работа, очень непростая, потому что исполнение партитуры Вагнера требует огромных усилий и профессионализма как от дирижера, так и от всех оркестрантов, хора, певцов. В этой опере задействовано очень много человек — и на сцене, и в оркестровой яме. Но спектакль вызвал раскол в обществе, да такой, что представители одной профессии лезут друг на друга чуть ли не с кулаками! Если принято решение, что в таком виде спектакль, идти не будет, возникает два варианта: полный отказ от спектакля и от работы, или концертный вариант оперы. Образ героя в опере создается не за счет костюма и трактовки, а за счет музыки. Поэтому это верное решение, которое позволяет людям услышать оперу в хорошем качестве.

- С юридической точки зрения можно ставить концертную версию без Кулябина?

- Театр заключает с режиссером договор на постановку. Концертная версия — это другая постановка. Театр может взять для этого другого режиссера. Что касается музыки, то на Вагнера авторское право не распространяется, это классический материал.

- А он вообще необходим для концертной версии?

- Есть такие варианты, когда нет костюмов, декораций и как таковых мизансцен, певцы находятся на сцене статично. Но они все же должны общаться, взаимодействовать, брать друг друга за руки, например. Эту работу делает режиссер. Как они взаимодействуют может решить и сам дирижер — «Леди Макбет Мцерского уеза», например, Ростропович сам ставил и вообще концертные версии предпочитал делать без режиссера.

- Концертная версия потребовала бы дополнительных затрат?

- Думаю, нет. Певцы могут выйти в обычных концертных костюмах. Декорации не нужны. Материал исполнители уже знают.