«Милый Ханс, дорогой Петр» Александра Миндадзе — претендент на победу ММКФ

Война как предчувствие

Каждый год Московский кинофестиваль представляет краткий дайджест самых актуальных фильмов сезона. Правда, не в главном конкурсе, а в многочисленных параллельных программах. Но изредка что-то значительное рождается прямо на ММКФ. Как правило, это касается фильмов российских режиссеров, которым по тем или иным причинам не удалось попасть в конкурс крупных зарубежных фестивалей. Откровение этого года — драма Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр».

Война как предчувствие

Тот самый фильм, с которым связан один из первых серьезных скандалов вокруг деятельности нынешнего министра культуры. Тогда после успешной защиты Александром Миндадзе своего проекта перед экспертами Владимир Мединский лично вычеркнул «Милого Ханса» из фильмов, претендующих на госфинансирование. Это сугубо идеологическое решение (министра не устроил взгляд режиссера на некоторые исторические факты, которые он посчитал неверно поданными) поставило под угрозу всю экономику проекта, опиравшегося на помощь нескольких иностранных фондов. История привлекла широкое внимание общественности, была назначена дополнительная экспертиза, внесены некие коррективы в сценарий, и фильм наконец был запущен в работу.

Сейчас, при взгляде на готовую картину, можно лишь догадываться, что же пришлось не по душе чиновнику. Во-первых, главный герой — немецкий инженер Ханс, прибывший с товарищами из Германии после подписанного в 39-м году пакта Молотова–Риббентропа работать на советском заводе, где им приказано внедрить передовое производство. Их цель — получить прочное и чистое стекло, пригодное для изготовления высокоточных линз. Отсюда плавно вытекает вторая причина, по которой «Милый Ханс» противен современной идеологии: немецкие специалисты на советской территории, с использованием советского сырья и рабочих выплавляют линзы, которые вскоре окажутся в биноклях нацистской армии. Другими словами, Миндадзе показывает, как мы со слепой страстью выковываем оружие для будущих врагов.

Впрочем, оба соображения вскрывают только первый слой картины, чья цель далека от разоблачения режимов, правителей и народов. Этим объясняется выбор героя — мало того, что немца, так еще и обычного инженера, который долгое время следует правилам. Делает, что говорит. Вот почему, несмотря на время действия (май 1941 года), из заводского цеха войны не видно и не слышно. Как не звучат в разговорах имена Сталина или Гитлера. Эпоха дана условно, но предельно конкретно, парой деталей. В одном эпизоде рыжая немка Грета в приступе то ли нервической, то ли алкогольной истерики под закольцованный немецкий мотив марширует на месте, нахлобучив нацистскую пилотку — все, что осталось у нее от предыдущего романа. В другом — русый Петр, советский рабочий, показывает Хансу пантомимой (языка друг друга они не понимают), что с ним будет, если кто-то узнает, что они оба замешаны в аварии на заводе. Расстрел. В остальное время в кадре даже не увидишь военной формы.

Такой отстраненный взгляд позволяет избавиться от толстого слоя мифов и предрассудков, которые сопровождают тему Второй мировой. В фильме много внимания уделено фиксации постепенного разложения личности. Есть даже крайне физиологическая постельная сцена с использованием белой шахматной фигуры, которая демонстрирует как политические взгляды, так и общий характер взаимоотношений двух героев (Грета хочет, чтобы Ханс «доиграл эту партию по правилам», то есть взял ее целиком, Ханс же способен только на механическое удовлетворение нелюбимой и давно надоевшей ему женщины). Перверсиям нацизма уже было посвящено немало фильмов и книг. А одному из главных авторов, вскрывших эту тему, — Пазолини, — как раз посвящен одноименный фильм Абеля Феррары, который тоже можно увидеть в рамках текущего ММКФ.

И все же ни нацистский, ни коммунистический строй, ни любая диктатура как таковая — не имеют у Миндадзе ключевого значения. Важно само состояние назревающей катастрофы. В этом смысле «Милый Ханс» куда ближе к «Белой ленте» Михаэля Ханеке и «Ветер крепчает» Хаяо Миядзаки. Все они, будучи крупными авторами, сформированными иным временем и культурой, теперь оглядываются в прошлое, чтобы с высоты дней разгадать его фатальное значение. Зная итог, пытаются выявить причины. И не находят. Вокруг только радиация. Только распад. В движение атомные ядра приходят сами.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26843 от 26 июня 2015

Заголовок в газете: Война как предчувствие

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру