Свое резонансное заявление, которое уже успели приравнять по парадоксальности к запретам кружевного белья и тату на женском теле, Анденко сделал в День тельняшки (19 августа), когда в Петербурге отмечали 140-летие морской формы. Инициативу депутата поддержал и глава городского клуба моряков-подводников Игорь Курдин. Жители морского города восприняли предложение в штыки и назло депутату и его сторонникам вышли на улицы в любимых тельняшках. Но больше всего обиделись «Митьки», для которых, по выражению лидера арт-группы Дмитрия Шагина, тельняшка является «парадной формой вот уже 30 лет». Поэтому в конце августа «Митьки» провели «полосатый» флеш-моб в родном городе. А день рождение арт-команды они решили отпраздновать в Москва.
Стены галереи «Веллум», которая располагается напротив Академии художеств, украсили в первую очередь картинами с изображениями «Митьков» в тельняшках. Они то «гудят» по-русски в деревенском доме, то распевают песни с казаками под лозунгом «Митьки никого не хотят победить!», то думы думают в компании , то спасают Петруху от Абдуллы... И во всех ситуациях «Митьки» в своих фирменных тельняшках — а картины собраны за все три десятилетия существования движения.
В полосатых фуфайках они выступают и перед гостями, тоже, как на подбор, полосатыми: лидер «Митьков» Дмитрий Шагин дуэтом с Германом Виноградовым (художником, который давно стал «братушкой» питерских художников) читают стихи и распевают разухабистые песни.
- Митьки от тельняшки не отделимы! Для нас это вторая кожа! Чтобы там какие-то депутаты не говорили! - уверяет «МК» Дмитрий Шагин.
Вообще искусство «Митьков» — насквозь полосатое. Оно всегда было и остается на гране реализма и натурализма, легкомысленности и высокоморальности, шутки и правды жизни. Это особый образ мысли, образ жизни, родившийся эпоху перестройки. Раздольный. Народный. Митьковский. Потому и искусство «Митьков» — почти лубочное. Оно принципиально не стремится к высоким материям, и в тоже время достигает их. Митьковскую субкультуру отличает одновременно простота и глубина, как и образ жизни, где есть место находчивости, легковерности, мудрости. А еще — свой лексикон: «Дык», «Ну, елы-палы».
Впрочем, описать «Митьков» лучше Владимира Шинкарева, книга которого в 1985 году положила начало митьковскому движению, никак нельзя.
Он, в частности, писал: «под митькa почти невозможно подделаться, не являясь им; внешняя атрибутика почти отсутствует – митьки одеваются во что попало, лучше всего в стиле битников 50-х годов, но ни в коем случае не попсово. На лице митька чередуются два аффектированно поданных выражения: граничащая с идиотизмом ласковость и сентиментальное уныние. Bcе его движения и интонации хоть и очень ласковы, но энергичны, поэтому митёк всегда кажется навеселе. (…) Теоретически митёк – высокоморальная личность, мировоззрение его тяготеет к формуле: «православие, самодержавие, народность», однако на практике он настолько легкомысленен, что может показаться лишённым многих моральных устоев».
Москвичи прониклись митьковской высокоморальность и легкомысленностью на все сто — не случайно так много «братушек» собрал вернисаж художников. Это значит, что за 30 лет «Митьки» только набрали силу, и любые депутатские запреты им нипочем .