Театр в зеркале бархатной революции

Стартует программа фестиваля "Золотая Маска"

Сегодня на сцене музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко спектаклем Самарского оперного театра "Пиковая дама" открывается очередной фестиваль "Золотая Маска". Интерес к нему в этом году особый: афиша его версталась не только на фоне внутрицеховых дрязг, взаимных обвинений в среде критиков, протестных писем и гневных заявлений, но и в сопровождении бурных социо-культурных скандалов вокруг некоторых постановок и модных режиссерских имен.

Стартует программа фестиваля "Золотая Маска"

Беспрецендентная ситуация: под давлением общественности с репертуара снята опера "Тангейзер", режиссеры Богомолов и Серебренников заявляют о своем неучастии в фестивале, создается рабочая комиссия, призванная реформировать национальную премию... Короче, "Шумим, братцы, шумим!" Революционная ситуация накалялась, низы менялись местами с верхами, некоторые театры в знак протеста изымали свои номинированные спектакли из программы, а публика, тем временем, активно скупала билеты на спектакли региональных театров.

Афиша в этом году сложилась небывало объемная: 52 театра, 19 регионов. Есть детская программа и кинопрограмма. Есть Маска плюс. Представлены все жанры - драма большой и малой формы, опера, балет, современный танец, мюзикл, кукольный театр. Есть спектакли, представленные в номинации эксперимент. Пока есть: не исключено, что в будущем году ее отменят - революция-то, хоть и вполне бархатистая, но продолжается!

Наряду с театрами, обласканными премиями и традиционно присутствующими в программах фестиваля - Вахтанговский, Александринский, Большой, Мариинский, Мастерская Фоменко, Школа драматического искусства, Музыкальный "Стасик", Екатеринбургский и Пермский оперные, Новосибирская и Санкт-Петербургская Музкомедии, Новая Опера в программе представлены интереснейшие театры российской провинции, от которых публика не напрасно ждет открытий и приятных эстетических сюрпризов. Будут и проекты "возрожденных" театров, совершивших концептуальный апрейд и сменивших творческое лицо - например, питерский БДТ и "Электротеатр Станиславский".

Есть и неприятные сюрпризы: в афише нет спектаклей Михайловского театра: от номинации оперы "Трубадур" театр отказался сам. Что касается балета, то эксперты не нашли в минувшем сезоне спектакля достойного выдвижения на премию. По этой же причине нет на фестивале балета Мариинки.

Зато мюзикл в этот раз представлен широко, разнообразно и очень объективно. Здесь и камерный спектакль "Рождество О Генри" театра Пушкина, и сугубо "русский мюзикл" "Золушка", и оргинальнейший, не имеющий аналогов спектакль Театриума на Серпуховке "Маугли". Даже оперетта - и та предъявлена в весьма нетривиальном виде в лице "Голливудской девы" Питерской музкомедии.

Выбрать лучший спектакль в опере будет очень сложно. В этом году эта номинация наполнена реально сильнейшими претендентами: "Свадьба Фигаро" Большого театра, "Ромео и Джульетта" Новой Оперы, "Пиковая дама" в двух вариантах - Самарского оперного и Мариинского, яркие спектакли Пермского оперного, Екатеринбургского, Музыкального театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.

Да и из списка драматических режиссеров (в нем 24 фамилии!!!), среди которых наряду с Юрием Бутусовым, Андрием Жолдаком, Камой Гинкасом, Сергеем Женовачем присутствуют такие всемирные мэтры как Роберт Уилсон и Ромео Кастеллуччи, будет непросто определить самого-самого.

Итак, фестиваль стартовал. Что подтверждает простую мысль: революция идет своим путем, а театр - своим.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27025 от 5 февраля 2016

Заголовок в газете: Театр в зеркале революции

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру