Скрипка Яира Клесса говорит по-бельгийски

В консерваторию придет торжество элегантного звука

29.03.2016 в 17:54, просмотров: 2996

...Яир Клесс — удивительный человек и еще более удивительный музыкант. В свои 75 (родился в ноябре 1940-го) он нарасхват во всем мире, постоянно переезжает из города в город то с концертами, то с мастер-классами, то в качестве члена жюри, и уже невозможно выяснить, чему сегодня профессор отдает приоритет.

Скрипка Яира Клесса говорит по-бельгийски
Яир Клесс

Официально считается израильским скрипачом, хотя «постоянно» (ах, где это постоянство?) живет в Вене, причем, музыкальному обозревателю «МК» у него в гостях доводилось бывать. В Москве Клесс выступит 1 апреля в Малом зале консерватории в рамках филармонического абонемента «Мастера мирового исполнительского искусства в гостях у Трио им. Рахманинова».

У Яира Клесса совершенно удивительный скрипичный звук, что мы и обсудили с основателем Трио им. Рахманинова пианистом Виктором Ямпольским.

— Виктор, как можно охарактеризовать его игру?

— Такой стиль, такая манера уже почти не встречаются. Увы. Возобладала силовая бронебойная игра, а у него... этакая легкая, элегантная, филигранная скрипичная техника (особенно, что касается правой руки — смычка). Причем, его школа ведет свое начало от Анри Вьётана, от Эжена Изаи — ведущих мастеров бельгийской школы.

Действительно, Клесс поначалу учился у Исраэля Амидэна в Академии музыки Тель-Авива, продолжил же совершенствование у профессора Андрэ Жертле в Брюсселе (Жертле — ученик Вьетана). С концертами Клесс начал выступать с раннего возраста, быстро завоевав славу.

— Так что, обладая собственным ярким талантом и собственным качеством, — продолжает Виктор Ямпольский, — Клесс еще и взял на вооружение манеру великих бельгийцев, которая ему очень подошла.

Диапазон музыкальных пристрастий изначально был достаточно широк — от барочных произведений до буквально только что созданных опусов, написанных специально для него. Клесс, к тому же, талантливый педагог, «из его рук» вышло множество имен, взять, того же Вадима Глузмана (хотя понятно, что каждый скрипач сегодня перенимает знание у педагогов разных школ и формаций).

Особая страница в биографии Клесса (постоянно выступающего на ведущих мировых фестивалях) — это камерное музицирование.

— Вместе с нашим Трио Клесс не так давно объездил российские регионы, — продолжает Ямпольский, — несмотря на серьезный возраст, он полностью сохраняет форму. У него абсолютно молодая игра, что невероятно подкупает, — чистая, красивая, легкая. Ему хорошо за семьдесят, а он постоянно перемещается, преподает в трех городах — в Граце, в Манчестере, в Тель-Авиве. Регулярно приглашается как член жюри в ведущие международные скрипичные конкурсы. На мастер-классах его отличает безукоризненное знание материала, что приводит студентов, по хорошему, в состояние шока. Сам был свидетелем: что бы ни играл ему студент, Клесс берет скрипку, и сам с любого места играет это произведение...

1 апреля прозвучат произведения Бетховена (виолончельная соната, бетховенские вариации на тему песни Венцеля Мюллера «Я портной Какаду») и Моцарта (три сонаты).

— Виктор, Клесс — известный на весь мир солист, но удобен ли он для камерной игры?

— Еще как. Он человек компромиссный, слышит партнеров, всегда готов музицировать совместно; плюс его собственная манера так притягивает, что хочется с ним играть. Не спорить, не бороться, а созидать. Это очень ценно.