Названия фильмов при этом на редкость невыразительные, они не запоминаются. В конкурсе представлены две документальные картины. Одна из них – «Чужая работа» Дениса Шибаева, ученика Марины Разбежкиной, рассказывает о том, через какие препятствия приходится пройти мигрантам, приезжающим в Россию из Таджикистана. И эта картина – быть может, самая честная и точная на общем фоне. Марина Разбежкина справедливо считает, что документальное кино может быть более занимательным, чем игровое. Интерес к нему во всем мире только подтверждает это. На «Кинотавре» на показ «Чужой работы» собралось не так много зрителей. Картина снималась в течение полутора лет, а потом еще монтировался. Так что на ее создание ушло два года. Один из героев - актер таджикского театра, и его актерство развернуло фильм в другую сторону. Как скажет Марина Разбежкина, если бы он был унижаемый человек, все пошло бы по-другому. Естественно много вопросов возникло о мусульманах. «Я выросла в Татарстане, поэтому мусульмане не вызывают во мне чувство тревоги, - сказала Марина Разбежкина. - Правильнее считать, что проблемы, возникающие с мусульманами, - это наши проблемы, а не их. Важно продолжать диалог». Всякий раз в разговоре о документальном кино в возникает вопрос: должен ли режиссер продолжать контакт со своим героем после того, как фильм сделан? К примеру, Виталий Манский никогда этого не делает. Марина Разбежкина считает, что не нужно, если это только не связано с оказанием герою какой-то помощи: «Это все равно, что на два дня пригласил гостей, а они остались на всю жизнь. Если герои всех твоих 30 фильмов останутся в доме, то как дальше жить?». Но Денис продолжает общаться со своим героем, который прожив в Таджикистане год, вернулся в Москву. Но теперь его хотят депортировать, потому что он не заплатил штраф в 500 рублей и ему придется возвращаться в Таджикистан, чтобы вновь приехать в Москву с другой фамилией. Это в порядке вещей.
В школе Марины Разбежкиной категорически запрещена метафора. Марина считает, что она рождается в возбужденных мозгах: «Известно, что режиссеры - не самые умные люди на свете. Так что пусть метафора не из его головы появляется, а из жизни». Что касается фильма, то дело не в национальности, а в том, как режиссер использует людей. «Ко мне приходил таджик-электрик. Он и у себя дома был электриком. К вам может прийти Иван из Курска, выращивавший там картошку и ставший в Москве электриком. Тут важно, что герои находятся в чужом пространстве. Им надо сохранить детей и семью в этом агрессивном окружении» - говорит Разбежкина. Этим объясняется многое в их мотивациях и поведении. У них другой тип сознания, отчасти советский. Героям важно, чтобы родители одобрили их поступки. А понятие «что такое хорошо» тоже имеет значение.
Режиссер Денис Шабаев вспоминает, как первые два месяца работы герои к нему осторожно приглядывались, а потом он стал частью жизни этой семьи. Родители Фарруха – представители советской интеллигенции, а сейчас сносят их домик в Подмосковье, они вынуждены перевозить свои вещи в чистое поле в Калужской области, где им предстоит начать все с самого начала.
После «Зоологии» Ивана Твердовского, героиней которой стала женщина с хвостом, скромный корректор из Петербурга в фильме «Рыба-мечта» Антона Бильжо встретил женщину-сирену. Профинансировал картину отец режиссера – Андрей Бильжо, сыгравший в ней небольшую роль врача. Недостающую сумму нашли посредством краундфандинга. Все, кто внес свой вклад, указали в титрах. Первой строкой идет Татьяна Друбич, которая внесла 40 тысяч рублей на поддержку молодого режиссера и его дебютной полнометражной картины. Продюсер Юлия Мишкинене познакомились с Антоном на «Кинотавре», когда он представлял короткометражку. Она тоже была о взаимоотношениях мужчины и женщины. А их совместная работа, по ее мнению, позволяет женщинам посмотреть на себя глазами мужчины и понять, почему происходит все так, а не иначе в их отношениях. Владимир Машуков, исполнивший роль корректора, - известный фотограф, в кино он начал сниматься не так давно. Он типажно подходит на роль, но наполнить ее, полнокровно дойти до финала было сложно.
Антон Бильжо не согласен с мнением, что мужчины – подонки, как многим показалось. Его герой приехал в курортный город Нарва-Йыэсуу поработать над статьей для энциклопедии «Рыбы Балтийского моря». Ему важно было завершить свой труд. «Не думаю, что мужчина здесь так ужасен, и это не сатира на мужчин» - говорит Антон. Но в его жизни возникает неземная женщина, свободная и совсем не понимающая, чем он занимается, в облике великолепной актрисы Северии Янушаускайте, которая уже на «Кинотавре» знают по фильму Анны Меликян «Звезда».
Режиссер фильма «Разбуди меня» Гийом Проценко – француз с русскими корнями. Он родился во Франции и жил там до 20 лет, а последние 10 лет провел в Москве, учился во ВГИКе. И это его режиссерский дебют в полнометражном кино. Молодая девушка Женя, которую сыграла талантливая и красивая Ирина Вербицкая, трудится в службе паспортного контроля в аэропорту. Она видит вещие сны и оказывается втянутой в криминальные дела своих коллег, погрязших в наркобизнесе. Она встречает свою любовь, но и этот человек втянут в темные дела. Злодея, промышляющего поставкой наркотиков, сыграл Евгений Гришковец.
Продюсер Андрей Епифанов рассказывает: «У фильма своя предыстория. Он выплыл из документального альманаха «Кинопоезд» с участием режиссеров из разных стран, среди них были Гийом и оператор Джон Крейн. Потом к нам присоединился итальянский композитор Джорджа Джампа». Попытки найти партнеров для этого дебютного для многих его участников проекта, оказались неудачными.
Гийом Проценко рассказывает: «Я знаю, что коррупция – больная тема в России, но она есть везде. Мы сфокусировались на судьбе девушки, она показалась нам гораздо интереснее. Ощущение, что в России все возможно, заставило меня остаться в Москве. Мы решили поиграть в бандитов. Пригласили Евгения Гришковца на роль одного из них, потому что хотелось показать происходящее на грани удивления, создать что-то комично-странное». Сценарист Андрей Стемпковский писал про человека, а не про коррупцию: «Я знаю, что на «Кинотавре» много производственных фильмов. Мы подходили к истории пластически. Девушка работает в аэропорту, на границе, от этого мы и отталкивались». В итоге получилась Москва глазами иностранца, часто далекая от ее реалий. Во время съемок проходили посторонние люди на улице и с удивлением спрашивали: «Зачем вы здесь снимаете? Это некрасивое место». Хотя на экране получилось все на удивление красиво, это нечто из французской жизни, нежели московской. Работница паспортной службы живет в роскошной квартире, ездит на дорогом автомобиле. Она – почти парижанка.
Кирилл Пирогов сыгравший ее нового избранника рассказывает о своей работе: «Гийом - чрезвычайно интеллигентный человек, француз, снимающий Россию. Это само по себе интересно. У него другая Москва, и мне и понравилось. У Гийома удивительное впечатление от Москвы. Он считает, что у нас возможно все».
Исполнительница главной роли Ирина Вербицкая, а она выпускница Щукинского училища, прошла множество проб, прежде чем ее утвердили: «Это моя первая большая работа в кино. Вещие сны, которые видит моя героиня, мне не снятся. Вы замечали, что мы можем жить и не действовать. Мы много разговаривали о моей героине с режиссером и коллегами». Кирилл Пирогов заметил, что Ирина и сама бывает в пограничном состоянии.
Авторы фильма, приступая к работе, познакомились с сотрудниками паспортной службы и их работой, что не уберегло их он какого-то космического представления об этой сфере.
«Я умею вязать» ученицы Сергея Соловьева Надежды Степановой – тоже дебют. Кто-то назвал ее героиню русской Амели. Ей 20 лет, и она решила уйти из жизни. Наглотавшись таблеток, она окажется в психбольнице. По словам авторов, депрессия – удобная форма для отражения внутреннего мира героини. Потом эта русская Амели скажет: «Во мне смысла нет никакого». Ее отец раньше работал с Владимиром Путиным в Ленинградском КГБ. Они дружили. И это самая шокирующая минута фильма. А теперь этот человек валяется пьяным на полу, пытается засунуть в аквариум собаку, кричит: «Помогите», «У меня во рту ежи». Дочь спрашивает отца: «Ты опять в Неве купался?». Как выяснилось, упоминание имени президента страны законодательством не регламентируется. Сценарий автобиографичен. Папа сценаристки Татьяны Богатыревой был дружен в молодости с Владимиром Путиным. Отец режиссера тоже близок к политике, но с президентом лично не знаком.
Картина получилась тягучая и анемичная и рождалась, судя по всему, в муках и бесконечном монтаже. Ближе к финалу появится группа «Пионеры» соответственно в пионерской форме и исполнит песня на немецком языке.
Светлана Бондарчук продолжает благотворительную деятельность и представляет ее плоды на «Кинотавре». Мэтры и опытные режиссеры сняли короткометражки совершенно бесплатно. Некоторые из них купили состоятельные люди, а вырученные средства пойдут на лечение больных детей. Владимир Грамматиков в своей новогодней истории на главные роли пригласил Ольгу Дыховичную, Ксению Собчак и Максима Виторгана, который тут – мечта любой женщины. Он нежен и учтив, и кран способен починить.
Любовь Аркус сделала фильм «Леша +Надя» о последних днях режиссера Алексея Балабанова и его жене Надежде Васильевой. В него вошли фрагменты съемок последнего его фильма «Я тоже хочу», последняя поездка в Сербию, посещение храма в Костроме. Все в последний раз. Балабанов как всегда в тельняшке, физически слабый, без сил лежащий на диване. Надя поет ему знакомую с детства песню «Взвейтесь кострами синие ночи, мы пионеры дети рабочих». Алексей Андрианов снял еще одну новогоднюю историю со Светланой Ходченковой в роли Снегурочки и Николаем Фоменко в роли Деда Мороза. Они оказываются в интернате для слабовидящих детей, а там ждут Сергея Безрукова. Воспитатели строго спрашивают: «А где Сережа? Нам Безрукова обещали. А что Сережи не будет?». У посудомойки портрет любимого актера установлен на раковине. Примерно также Сергея Безрукова ждали и встречали на «Кинотавре».