Великая княгиня Мария Владимировна: «Народу понравится монархия»

Представительница Дома Романовых объявила результаты премии «Наследие»

В 2012 году, в канун 400-летия дома Романовых, Союз писателей и Российский императорский дом (РИД) создали литературную премию «Наследие». Получают ее те, кто талантливо пишет про драматичную историю нашей страны. Объявила лауреатов этого года глава РИД, которую ее спутники просят называть великой княгиней Марией Владимировной. Она не преминула пообщаться с «МК».

Представительница Дома Романовых объявила результаты премии «Наследие»
Президент Союза писателей Дмитрий Кравчук и великая княгиня Мария Владимировна. Фото: предоставлено союзом писателей

Холл Центрального Дома литераторов набит битком, но знакомых лиц нет. Здесь собрались почитатели княгини Марии Владимировны, которые стоят в коридоре час другой, чтобы поцеловать ручку ее высочества. Она тем временем в Малом зале рассказывает журналистам про нюансы премии.

Конкурсный отбор участников происходит на литературных порталах Проза.ру и Стихи.ру. Они отличаются тем, что писать туда может любой желающий (900 тыс. только зарегистрированных авторов), поэтому жюри долго отбирало номинантов. С их произведениями выпустили 15 альманахов — это фишка «Наследия».

Лауреаты получают возможность издать персональные книги за счет оргкомитета. Расклад среди них такой: номинация «Проза» досталась Ольге Черниенко и протодиакону Сергию Шалберову, номинация «Стихи» — Геннадию Толину, Игорю Гуревичу, Юрию Воротину.

Пресс-конференция заканчивается, и вдруг слышу: «Княгиня может дать вам эксклюзивное интервью, хотите?» — «Допустим». — «Самое важное — сначала вы должны обратиться к ней «ваше императорское высочество», а потом уже можете просто «ваше высочество». Но княгиня оказалась женщиной демократичной и спокойно воспринимала стандартную форму обращения.

— Как вы узнаете о литературных новинках?

— Канцелярия подбирает для меня книги. В Интернете читаю с трудом: могу начать произведение в электронной версии, но закончу обязательно печатным изданием. Для меня важно почувствовать книгу, посмотреть переплет, иллюстрации, ощутить аромат. Порой перебираю библиотеку и обнаруживаю детские сочинения из нашего дома во Франции, всплывает много воспоминаний — это радостные моменты моей жизни. А новости узнаю в основном из газет.

— То есть вы в курсе того, что происходит в России? Ведь кто-то вас упрекает в неведении современных реалий, поскольку всю жизнь вы прожили за границей…

— Я часто бываю в России и слежу за ее ключевыми событиями. А тем, кто так про нас говорит, желаю любить нашу страну так же, как мы. Мы покинули ее и жили за рубежом не по собственному желанию. Перетерпели кучу невзгод, и, как спасшаяся семья Ноя, мы теперь привносим в нашу страну лучшие российские традиции, которые смогли сохранить в Европе. Но мы никого не учим, а делимся тем, что нам дорого и что мы смогли сохранить в Европе.

— Там чрезвычайно устойчива монархия. По-вашему, в России возможно ее возродить?

— Все может быть. Это случится, если народ поймет, что монархия — очень гибкая форма правления. Народу она понравится. Но если монархия не вернется, главное, чтобы власть не экспериментировала с государственным строем. Это может привести к самым пагубным последствиям.

— Это мы знаем по истории Романовых… Как вы думаете, они сегодня есть в сознании россиян?

— Есть, но отношение к ним странное — от незнания истории и правды. Сейчас, в эпоху Интернета, с этой проблемой легко бороться. Но не забывайте про ложь, которой достаточно в Сети.

— Почему к вам скептически относятся некоторые родственники?

— Мы не можем всем нравиться. Часто человек делает ошибки по незнанию или умышленно, преследуя определенные цели. Такое поведение часто приводит к большим конфликтам. Решить их тяжело, поскольку кто-то считает себя выше другого. Надо учиться уважать людей.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру