«Дивул»: как треш-легенда вернулась под звуки вальса

Виктор Лемков: «Сложно 15 лет не брать в руки гитару, а потом снова выходить на сцену»

21.06.2018 в 17:54, просмотров: 2358

Виктор Лемков - один из основателей группы «ДИВ» впоследствии «Д.И.В.» и легенда треш-металла 80-х и 90-х. Именно он в 1988 написал материал для альбома «Дьявольский Шабаш», песни из которого также вошли в дебютную пластинку группы «Дивул» «И Аз Воздам». В 1995 он покидает культовую команду, но «всё преходяще, а музыка вечна», поэтому после пятнадцатилетнего перерыва решает заняться любимым делом и собрать новый коллектив. Пишет музыку, тексты, придумывает название, рисует логотип, обложку альбома и соединяет всё это в единое целое. Так в 2010 году на сцене появилась группа «Дивул».

«Дивул»: как треш-легенда вернулась под звуки вальса
фото: Роман Жантуаров

На предложение играть из собратьев по оружию откликается только барабанщик самого первого состава группы «Д.И.В.» Марк Юша. В октябре 2010 г. вдвоём они начинают обкатывать программу и объявляют набор музыкантов. В 2011 к группе присоединяется Игорь Королёв - гитара, а в 2012 Михаил Шкодин - бас и Leos Hellscream – вокал. Группа приступает к записи дебютного альбома. В августе 2013 года место бас-гитариста на постоянной основе занял Иван Горшков. На данный момент у группы «Дивул» есть один студийный альбом, готовится к записи второй.

- Виктор, какие коллективы пробудили в тебе любовь к рок-музыке? Какие банды стал слушать, из-за которых у тебя появилось желание взять гитару и начать играть треш?

- Я слушал много групп, но первой песней, из-за которой я стал играть музыку, стала «Highway Star» «Deep Purple». Когда я услышал гитарное соло, я понял, что хочу играть так же. А так, конечно, «Beatles», «Sweet», «Nazareth», «Slade», «Queen», «Pink Floyd». «Rainbow». Из отечественных команд – «Машина времени», «Воскресение», «Круиз».

- Сложно ли было возвращаться на сцену спустя 15 лет? Многое ли пришлось наверстывать? Что сподвигло вернуться к музыке?

- Да, сложно 15 лет не брать в руки гитару, когда она стоит и пылится, а потом учиться заново… В 2010 году ко мне приехали мои друзья из первого состава группы «Д.И.В.» и предложили попробовать возобновить музыкальную историю. Какое-то время думал, стоит ли после такого перерыва что-то начинать и смогу ли вообще что - нибудь сыграть.

- А ты следил в течение этих 15 лет, как развивалась и менялась российская металлическая тусовка? Чем она живёт? Во что превратилась? Есть ли новые герои, или всё построено на любви к старым?

- Нет, я отошел от этого. Смотрел изредка, кто куда ушел из группы. За новыми исполнителями я не слежу.

-По твоему мнению, почему метал на волне популярности так быстро ушел со сцены? Ты сейчас ходишь на концерты? Какую музыку слушаешь?

- В 80-х и 90-х народ был голодный до музыки. В 80-х появляется «Коррозия металла», «SHAH», «Чёрный обелиск» и множество других достойных групп. Это как глоток свежего воздуха, кусочек Запада, то что тогда нереально было увидеть. Все с длинными волосами, (раньше только хиппи были такими), а тут музыканты все в коже, в железе. Это было что-то новое и не по телевизору, а в живую. На концерты я не хожу, наверное, немного устал.

-Есть ли группы, которые ты ненавидел в 80-х? Есть ли стиль в металле, в котором бы ты однозначно не стал бы играть?

- Когда я начинал в 1987 году, это были не металлические группы, которые я не любил. Я ненавидел все диско, поп, шансон и т.д. Если что-то было слабее треша, например, хэви-металл, то и он меня не особо радовал. Может быть это приходит со временем, может это только у меня, но по прошествии лет я иногда слушаю команды далёкие от трэша.

-В группе есть и молодые музыканты. Играешь ли ты роль наставника? Проводит ли группа вместе время вне сцены и студии?

- Да, мы иногда встречаемся. Роль наставника вряд ли, музыканты они молодые, но прошли уже серьезную школу.

- Остаешься ли ты металлистом в повседневности? Тяжелая музыка- это образ жизни и мыслей?

- Нет, в повседневной жизни я обычный человек, с теми же проблемами, как у всех, и работой с 9 до 18,

-Виктор, я знаю про твою любовь к гитарам. А какая твоя гитара мечты?

-Мне сделали гитару мечты на заказ, она немного не соответствует тому, что я хотел, но в целом она и есть, делал хороший мастер. Если сделать небольшой апгрейд, то она станет гитарой мечты.

- Давай поговорим об альбоме твоей группы «И Аз Воздам». Все песни альбома связаны одной мистической историей, хотя каждая композиция имеет свой особый стиль - от злобного фатального треш-металла до вальса (композиция Вальс «Яд»). Это повествование о юноше, который ведёт обыденную жизнь, серые будни, рутина на заводе. В одну из ночей его посещает олицетворение зла, которое переносит его в другую жизнь, странное прошлое... Батальные сцены, старинный замок, бал нечисти, почти булгаковские образы. Вечное невозвращение, и он призрак в мире живых. Виктор, есть ли отголоски твоей жизни и твоего опыта в этой истории? Веришь ли ты, что у каждого человека есть другая жизнь, как в одной из философских теорий?

- Наверное, верю. Какие-то эпизоды моей жизни воплотились в этом альбоме. В 2000 году я попал в реанимацию и был одной ногой в могиле. Именно тогда приходили всякие видения. Они были настолько реальны, что, очнувшись, я не мог понять на каком свете нахожусь - на том или на этом. Поэтому и верю. Во втором альбоме, который сейчас готовится к записи, тоже есть моменты, которые пришлось пережить.

- Осень, кладбище, дождь, ночные кошмары, отчаяние и одиночество в мире живых. Безысходность. Может ли быть второй альбом продолжением этой истории, или это жирная точка?

- Скорее всего может быть продолжением этой истории, а может и нет. Пусть каждый решит для себя. Сюжета как такового не будет. Он примерно в таком же стиле по тексту и музыке, хотя по скорости будет намного быстрее.

- Существует ли ад?

- Думаю, что да. Причём как в реальной жизни, так и в загробной.

- Очень сильные и мрачные атмосферные тексты на альбоме, яркие образы. К сожалению, в последнее время в металлической музыке редко делается акцент на текст. Как я поняла, ты еще сам придумал логотип и нарисовал обложку альбома? Идея (текст, музыка) и концепция альбома полностью принадлежат тебе? Вносят ли остальные участники коллектива свои коррективы в дизайнерское оформление альбома, тексты, музыку?

- Да, текста, музыка, обложка полностью принадлежат мне. И если не я, то кто будет это делать… Коррективы никто не вносит. Все делаю я сам, от первого до последнего слова, ноты и штриха. Если не справляюсь, прошу помочь.

- Если бы можно было отправить лишь одну песню любому известному музыкальному продюсеру, что это была бы за композиция?

- Это был бы трек «Последнее слово».

- Насколько важен внешний имидж для музыкантов? В 80-е у тебя был довольно яркий внешний вид, всегда сценические костюмы, куча железных украшений.

- Я сейчас не появляюсь на сцене, поэтому не могу сказать, насколько это актуально. Раньше это было интересно, чем –то выделиться из толпы. Сейчас все выглядят примерно одинаково. Наверное, время диктует свои условия.

- Можно ли писать хорошие тексты, будучи счастливым, или для написания нужен некий надрыв? Должен ли музыкант быть романтиком, быть несчастным?

- Хорошие тексты - понятие субъективное. Любой текст для кого-то вершина творчества, а для другого, так, не пойми что. Некоторые тексты я писал в интересное уматное и весёлое время, некоторые, когда было совсем плохо. У всех по-разному.

- Важна ли искренность в песнях? Можно ли писать хорошие композиции, не переживая тех эмоций, о которых поешь и пишешь?

- Можно. Не обязательно прижигать себя спичками, чтобы написать хорошую композицию о пожаре. Всё зависит от умения автора найти и сложить нужные слова. Если автор пережил что-то и пытается искренне донести до слушателя, это огромный плюс.

- Как важен менеджмент? Могли бы, например, «Kiss» добиться такого мирового успеха без сильного упорства и настойчивости Симмонса? Просто за счет таланта и оригинальности? Эпоха интернета упростила путь к известности для музыкантов, или, наоборот, сделала его сложнее, так как появляется больше групп и огромный поток информации и музыки?

- Наверное, возможно добиться успеха, но это не так просто. У нас много достойных групп, которые будут оставаться хорошими до конца своих дней, но о них так никто и не узнает, а есть не очень талантливые группы, которые собирают тысячи людей на концертах, выпускают видео и т. д., но это ещё не говорит о том, что группа исполняет что - то обалденное. Деньги, нужные знакомства и вот она слава. А эпоха интернета упростила жизнь для музыкантов. Раньше надо было бегать по улицам и клеить самому афиши, (что я и делал в своё время), а сейчас выложил информацию на нужный сайт, и уже тысячи людей знают, когда, где и кто.

- Немного ностальгии, которая появляется, когда видишь такие видео с фестивалей 90-х, как песня «Decoration after sin», концертная запись, столько энергии, стадион людей… Очень задорно и бодро твое гитарное исполнение, настоящий перформанс! Расскажи какие - нибудь веселые моменты, истории. Наверняка были приключения, столкновения с гопниками и просто тусовки с фанатами.

- Фестивали «Железный марш» были очень актуальны в 90-е, они дали возможность пробиться многим талантам, я увидел немало замечательных команд, на этом фестивале я услышал «Тяжелый день», «Э.С.Т.», «Чёрный обелиск». А если начать вспоминать разные приключения, то как раз самое время писать книгу. Было много моментов. В ДК «Железнодорожник» на наш концерт пришли местные качки, было непросто отыграть, но мы все же смогли, а когда шли обратно через промзону - справа и слева забор, а навстречу человек 60 идут с криками «Мочи!». Все встали как парализованные (музыканты, техники), невозможно бежать с гитарой, с костюмами и всякой пиротехникой. Я в те годы носил с собой около 16 килограмм всякого железа для сценического образа! Это как повесить гирю на себя. Один человек из наших побежал, и вся это толпа промчалась за ним мимо группы, а мы благополучно дошли до станции. Этот парень успел заскочить в автобус, двери закрылись, и гопники просто не поймали его (как он сам рассказывал). Не знаю, насколько этот эпизод весёлый. А вообще, время было ураганное, много чего было, и весёлого и не очень.

- Как решался вопрос с концертными костюмами в 80-е и 90-е? Это же все было почти невозможно купить... Приходилось все продумывать самим?

- Никто и не покупал. Каждый решал этот вопрос по-своему. Главное было найти кожу. Сергей Тайдаков (вокалист «Д.И.В.») шьет сам очень неплохо, у него отлично получаются косые куртки. Мне родители шили, барабанщику жена. Оставалось только проклепать всё это дело. На заводе я заказал 400 шипов за 1 литр водки. Клепки Сергей доставал, и вперед - пробойник, оправка плюс воображение.

-Я знаю, что ты был в армии. Сложно было 2 года без музыки? Удалось в армии найти единомышленников?

- У меня была в армии гитара, мне привезли её на присягу. Вообще, было сложно, приходилось выпрашивать гитару у прапорщика минут на 15. Единомышленников не было, но я потихоньку подсадил человек 5 на «Deep Purple». Пару катушек с записями прислали из дома.

- Как ты считаешь, существует ли в металлической тусовке до сих пор чувство товарищества и поддержки?

- Не знаю, я давно не тусуюсь среди музыкантов. Выросло целое поколение. Люди изменились, и мне сложно сказать, как сейчас в металлической тусовке вообще с любыми чувствами. Удачи всем, а главное здоровья, оно вам очень пригодится, поверьте.