Равшана Куркова и Чулпан Хаматова снялись в фильме о Рудольфе Нурееве

"Белая ворона" Рэйфа Файнса

Британский актер и режиссер Рэйф Файнс представил на 40-м Каирском международном кинофестивале новый фильм «Белая ворона» о легендарном танцовщике Рудольфе Нурееве. Сам он сыграл его учителя в Ленинградском хореографическом училище Александра Ивановича Пушкина. Файнс мечтал, чтобы на показ пришли наши режиссеры, приехавшие в Каир для участия в программе «Фокус российского кино».

"Белая ворона" Рэйфа Файнса
Олег Ивенко в роли Рудольфа Нуреева.

Десять российских картин, снятых за последнее время, представлены в грандиозной программе. Собирала ее наша соотечественница, давно живущая в Париже, Коринна Даниелу. Ее выбор — «Слоны могут играть в футбол» Михаила Сегала, «Сердце мира» Натальи Мещаниновой, «Не чужие» Веры Глаголевой, «Война Анны» Алексея Федорченко, «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» Александра Ханта, «Битва за Севастополь» Сергея Мокрицкого, «Дурак» Юрия Быкова (четыре года назад он уже участвовал во внеконкурсной программе Каирского фестиваля), «Елена» Андрея Звягинцева, а также два фильма Павла Лунгина — «Царь» и «Дама Пик» по «Пиковой даме» Пушкина и опере Чайковского. Представляли последнюю сам Лунгин и исполнительница главной роли Ксения Раппопорт. На открытии юбилейного фестиваля Павлу Лунгину вручили награду за вклад в киноискусство наряду с Питером Гринуэем и египетским актером Хассаном Хосни. В ответ он признался в любви к Египту. Здесь он бывает постоянно и мечтает снять новый фильм. Принимали его по-царски.

В Каире нас любят, чем мы не всегда можем похвастать. Стоит поблагодарить и еще одного участника фестиваля, Рэйфа Файнса, неустанно пропагандирующего российскую культуру в мире. Перед премьерой «Белой вороны» он страшно волновался, а на встрече с журналистами напоминал растерянного Дон Кихота с трагическим лицом. В его новой режиссерской работе роль легендарного танцовщика Рудольфа Нуреева сыграл дебютант в кино, солист Татарского академического театра оперы и балета им. М.Джалиля Олег Ивенко. Он похож на Нуреева и, хотя не сделал актерского прорыва, ничего не испортил, как можно было ожидать от человека несколько иной профессии. У него выразительное лицо и пластика, попади он в руки титана режиссуры, результат мог стать превосходным. На премьеру он не приехал. Рэйф Файнс и продюсер Габриэла Тана вдвоем совершают по миру премьерный тур. Это киносмотры класса «А», но в первостепенную Венецию в этой табели о рангах не попали.

Павел Лунгин получает награду. Фото: Пресс-служба кинофестиваля

Файнсу пришлось объяснять: «Мой Пушкин — не великий русский поэт, а педагог Вагановского хореографического училища Александр Иванович Пушкин. У него учился не только Рудольф Нуреев, но и Михаил Барышников». Пушкин трагически закончил свой жизненный путь. В 1970 году ему стало плохо на улице, и он просил прохожих о помощи, приговаривая при этом, что его фамилия Пушкин. Никто не помог: подумали, что сумасшедший. В «Белой вороне» этого эпизода нет. Действие заканчивается в мае 1961 года.

У каирской публики возникало много вопросов по поводу жены Александра Ивановича Пушкина Ксении, которую бесстрашно сыграла Чулпан Хаматова. Для нее это переход к новым ролям. Ксения — не вечная девочка с детским голосом, а взрослая женщина, заботливая жена и хозяйка, склоняющая ученика своего мужа к любовной связи. Пушкин все понимает и принимает. Только смотрит как побитая собака, поджимает губы так, что слов не разобрать. Зрителей и журналистов очень волновал вопрос, почему, собственно, Пушкин все это терпит. Да и Файнс постоянно возвращался к своей героине, которая и в жизни крутила романы с молодыми танцовщиками.

В то же время у Нуреева вспыхнет роман с юношей. Есть одна сцена, где любовники лежат в постели, а потом возлюбленный Рудольфа появляется в кадре обнаженным. Именно эти кадры и тормозят, судя по всему, выход фильма в России. Между тем странно, что Файнс, будучи западным человеком, не стал рассказывать обо всем, что определило невозвращение Нуреева на родину после гастролей Кировского (Мариинского) балета в 1961 году. Много слов сказано о стремлении к свободе во всех ее проявлениях, включая сексуальную свободу, но такое ощущение, что снимал советский режиссер, скованный запретами.

Рейф Файнс.

Премьер лондонского Королевского балета Сергей Полунин сыграл Юрия Соловьева, друга и соперника Нуреева, застрелившегося из охотничьего ружья в 1977 году. Продюсер Файнса Габриэла Тана снимала когда-то о Полунине документальный фильм, и изначально речь шла о том, что именно он сыграет Нуреева. Но ему выпала эпизодическая роль. Директора Вагановского училища Шелкова сыграл Андрей Ургант, а чиновницу от культуры, пытающуюся отрезвить молодого танцовщика, который не хочет ехать в родную Уфу, а мечтает о Большом театре, — Надежда Маркина. «У нас был большой кастинг. Мы искали актеров в России и Великобритании. Русские артисты просто великолепны. И в СССР в годы несвободы были выдающиеся артисты балета», — рассказал Файнс.

В «Белой вороне» сам он говорит по-русски, и его успехи поразительны. Акцент минимальный, но он словно бы стесняется того, что говорит, странно зажимает звук. Олег Ивенко половину роли сыграл на русском языке и половину на английском, поскольку часть действия происходит во Франции во время гастролей Кировского балета в 1961 году, после которых Нурееву не разрешат со всей труппой лететь в Лондон и решат отправить в Москву, где его ждет тюрьма. Файнс в деталях воспроизвел сцену в парижском аэропорту, когда Нуреева возьмут под охрану французские полицейские, и он в течение 45 минут должен решить — возвращаться в СССР или остаться в Париже, чтобы уже никогда не увидеть свою мать. И это самые драматические и живые кадры. Клюквы в фильме нет, как это бывает в иностранных картинах про Россию, но первые сцены напоминают не лучшего качества российские сериалы.

Рейф Файнс дает прессконфнецию

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27846 от 29 ноября 2018

Заголовок в газете: Файнс взял в жены Хаматову

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру