«Дневник Анны Франк»: историческая память или патриотизм

Война Анны

20.03.2019 в 18:30, просмотров: 4231

В Театре им. Вахтангова, на Симоновской сцене, сыграли премьеру — «Дневник Анны Франк». Ее героине, 13-летней девочке Анне Франк, доживи она до наших дней, было бы 90. Увы, эта маленькая проказница с живым умом и подкупающей непосредственностью разделила судьбу многих еврейских детей, погибших в фашистских концлагерях. Но она оставила нам удивительный документ — свой дневник, который вела два года, вплоть до ареста ее и ее родных. С премьерного показа — обозреватель «МК».

«Дневник Анны Франк»: историческая память или патриотизм
Фото: Валерий Мясников

Семья Анны Франк еще в 1933 году перебралась из Германии в Голландию, не ожидая ничего хорошего от гитлеровского режима. И все шло хорошо до тех пор, пока власти Голландии не подписали в 1942 году капитуляцию. С тех пор жизнь семьи Франк, как и всех еврейских семей, круто изменилась. Она была вынуждена прятаться в маленькой мансарде бывшей конторы господина Франка.

— Тише, говорите, ради Бога, тише. Здесь нельзя пользоваться водой, канализацией до самого вечера, пока все служащие конторы не уйдут… — объясняет сдержанная Мип Гиз (Наталия Масич) небольшой группе людей, перепуганных, опечаленных. Обувь они заменят на шерстяные носки, большие и маленькие, чтобы внизу не было слышно, как ходят. И даже не ходят, не живут, а выживают две семьи — Франков и их друзей Ван Даанов.

Нет, все-таки очень красивые прически носили женщины в 30–40-е годы прошлого века. Даже во время войны они старались выглядеть как прежде, когда все было еще хорошо. Локоны, уложенные на голове живописными волнами (прекрасная работа гримера Ольги Калявиной), каблучки, элегантные, но не вычурные юбки итальянской длины — до середины икры (подбор — Екатерина Симонова, Владимир Круглов). Женщины цепляются за вещи, отмеченные печатью благополучного времени. У госпожи Ван Даан — роскошная шуба, подаренная еще отцом. Она следит за собой, кокетничает напропалую с господином Франком на глазах собственного мужа. А самая младшая из обитателей этого убежища — Анна Франк — только что отметила 13-летие и получила от отца в подарок тетрадь для дневника. Она так радуется и еще не знает, что ее дневник станет одним из важнейших документов в мировой истории, будет переведен на 60 языков, поставлен во многих театрах мира и переживет своего автора.

Фото: Валерий Мясников

Пока же в мансарде все как бы мирно, несмотря на опасность за ее пределами. Слышна старинная еврейская песня, полная печали и звучащая негромко. Мужчины, женщины, три подростка продолжают как бы жить, просто условия изменились. Именно про жизнь на грани, на краю, на срыве, где главная частица «не»: не — бегать, шуметь, смеяться, любить, пользоваться водой... Но все-таки жить и любить жизнь прежде самой мысли о ней.

Об этом ставит свой спектакль Екатерина Симонова, представительница знаменитого рода Симоновых: ее дед и прадед руководили Театром Вахтангова и создали ему славу еще в советское время. Несколько лет назад Екатерина в домашних архивах нашла пьесу «Дневник Анны Франк», подаренную ее деду авторами — Френсисом Гудричем и Альбертом Хаккетом, которые получили за нее Пулитцеровскую премию. Из нее и из фрагментов дневника маленькой Анны она сделала очень хорошую сценическую версию и под художественным патронатом Римаса Туминаса поставила спектакль.

Фото: Валерий Мясников

Неспешный, с удивительно спокойной интонацией о страшном времени, о сохранении достоинства, прежних привычках, хотя с каждым днем это становится все сложнее и сложнее делать. Сдают нервы, голод пробуждает недобрые чувства, портит межличностные отношения, людей мучают кошмары и предчувствия неизбежного конца. В августе 1944 года обитатели мансарды будут арестованы и отправлены в Освенцим, где и погибнут. Останется в живых только господин Франк, и через три года он издаст дневник своей любимой младшенькой. У Анны была своя война.

Фото: Валерий Мясников

Детский взгляд на страшную жизнь, в которой нет ужасных ужасов, — повседневность с ее маленькими радостями, шалостями, детскими конфликтами, отстаиванием своих интересов, таких смешных, о которых, став взрослыми, вспоминают с умильными улыбками. Только вот взрослой жизни ни у Анны, ни у ее сестры Марго, ни у Питера Ван Даана с его кошкой не будет.

Фото: Валерий Мясников

Большая жизнь складывается из маленьких жизней. В постановке Симоновой каждый персонаж — это индивидуальность, в которой прочитывается не только настоящее, но даже прошлое. Например, какими непростыми были взаимоотношениями между супругами Ван Даан (Рубен Симонов — Мария Шастина). Или угадывается яркая экспрессивная натура старшей дочери Франков — Марго (Ася Домская, в этом году принята в труппу Вахтанговского), скрытая за ее молчаливым характером. Ее младшая сестра Анна (Мария Риваль) — основной двигатель действия — взрывная, дерзкая, неуправляемая, но такая трогательная. Тихая, мудрая пара господина и госпожи Франков (Олег Форостенко и Вера Новикова) оттеняет нервичность натуры господина Дусселя (Владислав Демченко). Вот они собрались в первый день Хануки, главного еврейского праздника. Горит одна свеча, каждый следующий день должна загораться новая, но…

Фото: Валерий Мясников

Секрет безусловного успеха новой постановки Вахтанговского — в актерских работах, сложившихся в потрясающий ансамбль. В музыкальном оформлении Фаустаса Латенаса, умеющего как никто звуком проявить весь драматизм материала. И что особенно важно — в правильно выбранной тональности разговора об исторической памяти, которая сегодня должна быть основой такого расплывчатого понятия, как «патриотизм», благодаря которой он, патриотизм, будет чего-то да стоить. Тональность эта, пожалуй, самая верная — доверительная, простая, как само течение жизни, какой бы она не была. И тишина, которая сильнее по своему эмоциональному воздействию всяких эффектных действий и слов.

И что особенно приятно - эта премьера дала возможность раскрыться артистам, которые либо давно не имели серьезных работ, либо довольствуются массовкой, оставаясь в тени звезд.