Сегодня все мы немножко грузины: памяти Георгия Данелии

Выдающийся режиссер не раз заявлял: "Я - не комедиограф"

4 апреля на 89-м году жизни скончался кинорежиссер Георгий Данелия. Классик. Великий комедиограф, снявший такие картины, как «Тридцать три», «Я шагаю по Москве», «Мимино», «Не горюй!», «Афоня», «Осенний марафон»… С февраля он находился в больнице, куда попал с воспалением легких. Врачи ввели его в искусственную кому. Но чуда не произошло.

Выдающийся режиссер не раз заявлял: "Я - не комедиограф"
С женой Галиной.

Георгий Николаевич родился 25 августа 1930 года в Тифлисе, как и недавно ушедший от нас Марлен Хуциев. А уже через год стал москвичом. Именно здесь он получил профессию архитектора, начал проектировать, а потом стал режиссером и подарил нам такую Москву, по которой все последующие поколения будут ее изучать.

В молодые годы.

Свой первый фильм «Сережа», отмеченный Гран-при на кинофестивале в Карловых Варах, Данелия снял совместно с Игорем Таланкиным в 1960 году. А уже через три года вышла его комедия «Я шагаю по Москве». Надо заметить, что уже будучи маститым режиссером, Данелия не любил, когда его называли комедиографом, не полагал он себя таковым и считал, что снял лишь одну комедию — «Тридцать три».

«Сережа», 1960 г.

С «Я шагаю по Москве» Данелия отправился на Каннский кинофестиваль, и было это в тот год, когда там участвовали «Шербурские зонтики» Жака Деми. Исполнительница роли продавца грампластинок Галина Польских по такому исключительному случаю одолжила платье у Жанны Прохоренко. А с Данелией на Лазурном Берегу приключилась и вовсе удивительная история. Он мастерски ее пересказывал, причем каждый раз она обрастала все новыми деталями. В общем, прихлопнули молодому режиссеру палец, который начал чернеть. В ход пошли виски как болеутоляющее. В результате такого «лечения» Данелия оказался в компании звезды Джейн Смит, и их совместное фото опубликовали газеты с подписью: «Джеймс Смит и русский режиссер Галина Польских».

«Я шагаю по Москве», 1963 г.

В свое время «Я шагаю по Москве» приняли неоднозначно, обвиняли в «пособничестве» Хрущеву, требовавшему «позитивного отражения советской действительности». Писатель Владимир Максимов заявил, что руки не подаст авторам фильма. А люди благодарили за то, что им дали глоток свежего воздуха. Маститый французский критик Жорж Садуль написал, что «Я шагаю по Москве» — олицетворение «новой волны» советского кино.

Москва, которую оставили нам на экране теперь уже ушедшие гении Марлен Хуциев и Георгий Данелия, воспринимается как Атлантида. В былую столицу люди приезжали из самых далеких уголков и чувствовали себя как дома. Ты оказывался в ней проездом и тут же находил друзей, таких как 18-летний герой Данелии — метростроевец Коля, который с улицы привел в дом нового приятеля-сибиряка, и принимали его как дорогого гостя. А какими полноводными были Чистые пруды, где позднее жил сам Георгий Николаевич! По галереям ГУМа прогуливалась группа узбеков в тюбетейках, и никто не смотрел на них как на «понаехавших» неизвестно откуда. Пустынное метро с поднимающимся по эскалатору юным Никитой Михалковым и его знаменитая песенка «А я иду, шагаю по Москве» — все это бесценные свидетельства ушедшей эпохи, по которым будут изучать то, как одевались и жили люди…

«Тридцать три», 1965 г.

Никита Михалков в интервью «МК» вспоминал: «Мы были товарищами, несмотря на разницу в возрасте. Данелия обращался с нами как с равными. Он мог позвонить ночью и сказать: «Мы внизу, давай вынеси нам маминой «кончаловочки», — и я крался в мамину спальню».

«Афоня», 1975 г.

В последние годы Георгий Николаевич редко общался с кинематографистами — в основном с Никитой Михалковым, который для него был как сын: Колька из его легендарного фильма «Я шагаю по Москве». Так звали рано ушедшего из жизни сына Данелии и актрисы Любови Соколовой. Он постоянно вспоминал, как юный Михалков, поработав неделю на площадке, требовал повышения своей актерской ставки. 8 рублей ему было мало, хотелось 25. Но Данелию голыми руками не возьмешь: пригрозил, что заменит другим актером.

«Мимино», 1977 г.

Евгений Стеблов рассказал «МК», как дебютировал в «Я шагаю по Москве»: «Был утвержден артист на мою роль, но я ничего об этом не знал. Только когда мы отмечали 30-летие картины, Георгий Николаевич рассказал об этом. Я попал не просто в кино, но в эстетически близкий мир поэтики Гены Шпаликова, Георгия Данелии и Вадима Юсова. Эта самая легкая картина в моей жизни».

«Осенний марафон», 1979 г.

Свой последний фильм, причем анимационный, полнометражный «Ку! Кин-дза-дза», Георгий Данелия снял совместно с режиссером-мультипликатором Татьяной Ильиной в 2012 году и получил за него азиатский «Оскар». Награду ему вручали вопреки всем правилам не в Австралии, а в Москве. По состоянию здоровья Георгий Николаевич в то время уже не выходил из дома — из-за него отдельную церемонию награждения провели в России.

«Кин-дза-дза!», 1986 г.

Интересно, что в год своего 80-летия Георгий Данелия пришел на фестиваль «Московская премьера», который проводил «МК», что само по себе удивительно. Обычно он скрывался, непременно убегал с шумных мероприятий — как его Бузыкин в «Осеннем марафоне». И это было одно из последних появлений мастера комедии на публике. И, как верно заметил в тот вечер Рустам Ибрагимбеков, все мы почувствовали тогда себя грузинами.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №27944 от 5 апреля 2019

Заголовок в газете: Он ушел, а улыбка осталась

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру