Умер оператор Валерий Шувалов: «Двенадцать стульев» он снимал во сне

Инфаркт вычеркнул его из профессии, а коронавирус унес жизнь

4 мая в Москве на 81-м году жизни скончался кинооператор Валерий Шувалов, работавший с Леонидом Гайдаем на «12 стульях», Петром Тодоровским на «Фокуснике» (еще вторым оператором), «По главной улице с оркестром» и «Интердевочке», Александром Миттой на картинах  «Сказ про то, как царь Петр арапа женил», «Сказка странствий» и  «Экипаж».  

Инфаркт вычеркнул его из профессии, а  коронавирус унес  жизнь
Фото: kino-teatr.ru.

Получая в 2014 году премию «Белый квадрат» «За вклад в операторское искусство» им. Сергея Урусевского, Валерий Павлович говорил, что кино часто снимал во сне, там приходили ему решения. Он очень удивлялся, что довелось получить награду в тот момент, когда уже лет 15 был не в боевом строю. Инфаркт  вычеркнул его  из профессии.  В его богатой фильмографии  -очень разные картины: «Самый жаркий месяц» Юлия Карасика, «Предсказание» Эльдара Рязанова, «Чокнутые» Аллы Суриковой, «Мелкий бес» Николая Досталя и даже совместная со Станиславом Говорухиным курсовая «Аптекарша» по Чехову.   

Валерий Шувалов был мужем Ларисы Лужиной, стал отцом ее единственного сына Павла Шувалова. Теперь он – звукорежиссер «Мосфильма». Старшая сестра  Валерия Паловича - Людмила Шувалова. актриса и режиссер БДТ им. Г. А. Товстоногова, вдова  Владислава Стржельчика. 

О Валерии Шувалове вспоминают его коллеги.

Игорь Клебанов, кинооператор

- Мы были очень хорошо знакомы с Валерой. Он окончил ВГИК в 1966 году, был красивым молодым человеком. Учился  в мастерской Леонида Васильевича Косматова, к которому я тоже поступил  двумя годами позже. Возможно, мы сидели за одной и той же партой. Уже на  следующий год после окончания института Валеру приняли в штат «Мосфильма», что было немыслимо по тем временам. Но, видимо, такой мастер как  Леонид Косматов оценил его курсовые и дипломные  работы  и считал его  перспективным. В этом он не обманулся. Валера  был замечательный оператор. Он четыре года поработал на «Мосфильме», и его пригласил Леонид Гайдай на съемки картины «12 стульев», что о многом говорит.   Почти 20 лет назад он перенес инфаркт, операцию на сердце, после чего пришлось уйти  из профессии. Я счастлив,  что мы успели ему вручить приз им. Сергея Урусевского за вклад в кинооператорское искусство. 

Наверное, нельзя сказать, что у Валеры был стиль, по которому можно было безошибочно узнать его  картины. Он был разностильный,  знал, как какую картину снимать. Сослуживцы вспоминали, как Валера на «Экипаже»  бросался в огонь.  Он трепетно относился  к актерской профессии, понимая, что артисты  – главные  для зрителя. И они отвечали ему взаимностью и любовью. Валера точно, плотно и жестко владел своей профессией, обладал замечательной фантазией, что необходимо в нашем деле, был бесстрашным. Как говорил мудрый Михаил Ромм, кино – искусство изобразительное. Сердце картины – это оператор. Валера всегда был таким сердцем в киногруппе, будь у руля режиссеры Петр Тодоровский, Алла Сурикова или  Александр Митта. Он был стержнем группы, с ним считались. Но при этом понимал, что  рулевой в картине – режиссер. Если тот наделен талантом, а не справкой какого-то  учебного заведение, как повсеместно происходит сегодня. В его биографии были замечательные режиссеры, а у замечательных режиссеров - хороший нюх на операторов. Как говорил Павел Лебешев, мы – невесты, нас выбирают. Валеру выбирали замечательные режиссеры. 

Будучи многолетним профессором операторского факультета, могу сказать, что  молодые операторы часто не знают, откуда ноги растут в нашей профессии, могут назвать не больше трех-четырех фамилий. А Валерий Шувалов – «золотой фонд» отечественной операторской школы, который мы должны  гордиться. Оператор Роджер Дикинс, получивший «Оскар» за  фильм «1917», назвал  своими учителями Георгия Рерберга и Вадима Юсов. В такие минуты особенно гордишься нашими мастерами.   

Владимир Климов, оператор

- Валера резко прекратил снимать после проблем с сердцем, и мы близко не общались в последние годы. Я видел его какое-то время в лаборатории «Мосфильма», где он кому-то помогал. Болезнь вышибла его из профессии. Она же   безумная и тяжелая. В ней и со здоровым  сердцем не всегда все хорошо получается. Но раньше в кино была нормальная жизнь. Работали больше за искусство, а не за деньги. Сейчас даже нет времени подумать на площадке. Это просто молотилка. У Валеры были замечательные работы. Помню, как его с осторожностью приглашал Александр Митта на «Сказ про то, как царь Петр арапа женил». Он же очень требовательный режиссер, а картина сложная. И Валера замечательно справился. Это была  поисковая работа в смысле изобразительного  решения, в ней было много новаций. «Экипаж», который он снимал с Миттой, стал первым советским фильмом-катастрофой да еще таким успешным -  занял в прокате первые позиции.  

Жалко очень Валеру. Сейчас и не соберешься толком, чтобы проводить его в последний путь. Перед началом карантина мы хоронили выдающегося художника Людмилу Кусакову, так уже тогда на «Мосфильм» в порядке исключения пустили на поминки 20 человек. 

У нас сегодня пройдет в онлайн-режиме правление гильдии операторов. Будем говорить про covid. Мы же все дружно без работы остались. Людям не на что жить. Вспомним вместе Валерий Павловича Шувалова.    

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру