Юную певицу Алену Швец нарекли Земфирой поколения зумеров

19-летняя девушка выпускает третий полноценный альбом

Между первым изданным EP «Вписка на балконе» и новым, третьим по счету альбомом «Королева отстоя», Алену отделяют всего два. За это время юная особа могла остаться в прежнем размере одежды и обуви, но заметно выросла как автор. Титул «новая Земфира» приклеился к ней как-то незаметно, но сейчас такое сравнение не то, чтобы режет слух.

19-летняя девушка выпускает третий полноценный альбом

«Пока ты листаешь книжки, я листаю мемы, у меня пакет винишка, у тебя проблемы…» Если родители подростков вдруг захотят понять чем живут их детишки, то песни Алены могут стать неплохими путеводителями по молодым душам-потемкам. Эти путеводители созданы в привычном для взрослых людей формате: никакого гнусавого рэпа, вместо него куплеты и припевы, и все это спето чистым девичьим голоском. Такая понятная музыкальная форма может натолкнуть родителей на неожиданную мысль: может и нет в современных молодежных метаниях ничего такого, о чем бы не знали подростки и двадцать и тридцать лет назад. Песни под гитару среди сверстников, любовь и неизбежные страдания, крушение всех надежд и их же проблески. Но именно сейчас звучит все это настолько свежо и трогательно, что воспринимается чуть ли не как откровение.

Явление под названием «девушки с гитарами» стало весьма интригующей музыкальной приметой года два назад. Тут же возник броский, хотя и мало что значащий термин «постбарды». Под такой примодненной вывеской образовался своего рода кружок творческой молодежи, в который входили Алена Швец, а также певицы известные как Нонконформистка и Мусор. Наверное сюда же можно отнести и Гречку, хотя ее путь шел параллельно с вышеперечисленными артистками.

Песни, которые предлагали эти особы, напоминали иногда милые, иногда колючие, но все же цветочки, которые вдруг появились в разгар эпохи нелепых хип-хоповых понтов. И вот понты очень скоро начали сдуваться, а песенки-цветочки вдруг стали превращаться в бойкие хиты. Больше всех здесь преуспела Алена Швец, чей прошлогодний альбом «Проволока из одуванчиков» засверкал цифрами с впечатляющим количеством нулей в статистике прослушиваний, а сама певица, выступавшая в основном на квартирниках, была приглашена в шоу «Вечерний Ургант».

В таком быстром успехе вряд ли нужно искать какую-то сенсацию. Сейчас время быстрых коммуникаций, а Алена из тех артисток, кто умеет включать скорость. Она очень быстро переступила через бренчание на акустической гитаре, и альбом «Королева отстоя» объединил не только блеск в глазах, румянец на щеках и эмоции, сила которых отличает лишь молодых людей, но и вполне зрелый набор из мелодий, ритмов, фузов и драм-машин. В чем-то это образцовая поп-пластинка, но эта поп-музыка не вызывает чувства смущения от того, что вы такое слушаете.

В сравнениях с Земфирой есть, конечно, некоторое лукавство. Современный гитарный ренессанс, наверное, вызывает логичные ассоциации с эпохой, когда Земфира, Маша Макарова и Юлия Чичерина были нашими любимыми рок-фуриями. Но рисунок текстов той же Земфиры на фоне строчек Алены Швец, это как полотна прерафаэлитов рядом с приколами Бэнкси. И дело здесь не в степени таланта, а в методах, которыми пользовались двадцать с лишним лет назад. Тогда слишком много читали, слишком увлекались разной музыкой и театром, к тому же намеки, ассоциации и многослойные смыслы были привычными методами выражения мысли. Сейчас нужно говорить короче и желательно не иметь ввиду слишком многого. Алена так и делает, но не забывает снабжать свою лаконичность капелькой магии. И пока этот источник не пересох.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28335 от 12 августа 2020

Заголовок в газете: Алена Швец превращается в Земфиру поколения зумеров