О мужестве Бориса Клюева перед кончиной рассказал режиссер

"Не рассказывал о болезни, но и не скрывал диагноза"

С печального события начался сезон Малого театра — умер его ведущий актёр Борис Клюев. Он не дожил несколько дней до премьеры, где он, конечно же, в главной роли. Впрочем, как и все последние годы.

"Не рассказывал о болезни, но и не скрывал диагноза"

Борис Клюев, выпускник Щепкинского театрального училища конца 60-х годов, был истинно фрачным артистом. То есть статным красавцем, которому без опасения театральные и кинорежиссеры доверяли роли представителей высшего света. Такому не нужно было рассказывать про ту или иную эпоху — знал и понимал её. И играл легко, красиво, убедительно, за что режиссеры очень ценили артиста.

— Борис Владимирович для меня — талисман, — рассказывает Андрей Житинкин. — Я четыре спектакля поставил в Малом театре, и в каждом он был занят. Мы начали с «Любовного круга», где он партнёрствовал с Элиной Быстрицкой, и, надо сказать, что она хотела играть только с ним, настолько он был для неё, артистки с непростым характером, комфортным партнёром. Затем он выступил в роли Чекалинского в «Пиковой даме», и весь финал держался на нём. Никогда не забуду своего первого впечатления от его выхода на сцену в этой роли: он появлялся на аплодисментах и уходил под аплодисменты.

Роль Арбенина в лермонтовском «Маскараде» стала поистине звёздной — Борис Клюев жил этой ролью и играл её шесть лет без дублёра. Режиссер сознательно отказался от грима в образе Арбенина.

— У него получился Арбенин XX века, — продолжает Житинкин. — А по сути, он был первым Арбениным и в XXI веке. Даже, когда ему поставили диагноз (онкология - "МК") , он продолжал выходить в этой трудной роли три-четыре раза в месяц.

Он до последнего дня играл «Маскарад», именно на Клюева шёл зритель. А сейчас мы готовили с ним роль президента США Рузвельта в премьерном спектакле «Большая тройка (Ялта-45)». Мы привыкли, что он уезжал с репетиций (до или после) в больницу на процедуры, но знали, что всегда вернётся, войдёт в работу. Он несколько нервничал, что своими вынужденными отъездами подводит театр, но я сразу сказал ему: «Борис Владимирович, не волнуйтесь, ваш герой и так был в инвалидной коляске, так что играем в коляске». Он был рад такому обстоятельству — коляска действительно облегчала в его состоянии работу.

— Андрей, ведь Борису Владимировичу несколько лет назад поставили диагноз, насколько это, с твоей точки зрения, отразилось на работе? Не могло не отразиться.

— Я снимаю перед ним шляпу: такого мужества актёра я просто не знаю. Он никому не рассказывал о болезни, ни разу никому не показал своего состояния ни на репетиции, ни во время спектаклей - а я все их смотрел. Но при этом и не скрывал диагноза. 

Я даже спрашивал его: «Борис Владимирович, почему вы это делаете?» «Я, как публичный человек, рассказывая об этом страшном заболевании, должен помочь тем, кто заболел, сам не может справиться», — отвечал он. И тут большой артист становился поистине большим человеком. Да собственно, он и был большим и настоящим.

Почему я говорю, что его смерть для многих в театре стала неожиданной? Потому что, с одной стороны, все привыкли, что он уезжал на процедуры и возвращался, хотя они были тяжелые. Все знали, что дядя Боря вернётся. И не мог не вернуться, потому что был витален, был большим оптимистом. Очень любил жизнь - красиво одеваться, любил машины, путешествия. Причем не пользовался театральной машиной, даже когда заболел — сам был за рулем.

Понимаешь, он был настоящим — мужчиной, мужем (очень любил жену), другом. Никакого актёрства, позёрства — даже намёка в нём не было на это. А скольким людям, коллегам он помогал, в том числе материально, не афишируя этой помощи. В последний раз был на сборе труппы, сидел в ложе, готовился к премьере. И вот…

Теперь нам остаётся только вспоминать, каким был этот удивительный артист. Однозначно, недооцененный кинематографом, предлагавшим Борису Клюеву, в основном, роли отрицательных персонажей. А он сам смеялся над этим и считал себя чемпионом по негодяям, сомнительным личностям. Нет, что и говорить, не додал ему отечественный кинематограф, если большинство зрителей, не видевших Бориса Клюева в театре, судит о нём по сериалу «Воронины». Его Николай Петрович — украшение сериала. 

Но если бы зритель знал, какого диапазона был этот артист, на какие высоты мог поднять даже небольшую роль... Очень жаль, что его последнюю театральную работу мы не увидим никогда.

Я вчера подписывал программку спектакля «Большая тройка» и сказал, что Борис Владимирович будет обозначен в ней, как первый исполнитель. А как может быть иначе — он и был первым.

Читайте также: Борис Клюев перед смертью репетировал роль президента

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28354 от 3 сентября 2020

Заголовок в газете: Большая потеря Малого театра

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру