Польская еврейка променяла Нобелевскую премию на славу в интернете

Режиссер Юсуп Разыков: «Поляки выгрызают из себя большого брата»

В Москве завершился 13-й Фестиваль польских фильмов «Висла». Впервые за все время его существования никто из польских кинематографистов не смог лично представить свои картины и получить награды. Но сам факт проведения фестиваля вселяет надежду, что жизнь постепенно наладится. Люди соскучились по кино на большом экране.  

Режиссер Юсуп Разыков: «Поляки выгрызают из себя большого брата»
Кадр из фильма «Конец сладкого дня» предоставлен пресс-службой фестиваля

Жюри под руководством режиссера и сценариста Юсупа Разыкова  присудило Гран-при картине  «Тело Христово» Яна Комасы за «поиски духовной силы в мире забывающим пути к ней». Фильм очень известный, он получил несколько наград на национальном фестивале в Гдыне, участвовал год назад в Венецианском фестивале в программе «Дни Венеции», номинировался на премию «Оскар». На «Висле»  картина отмечена еще и призом зрительских симпатий.   

Освободившийся из мест лишения свободы Даниэль, роль которого исполнил  актер  Бартош Беленя, мечтает поступить в семинарию, но это невозможно из-за его судимости. Ни одна семинария его не примет, и об этом ему прямо говорит ксендз, ставший его духовным наставником в колонии. Обстоятельства складываются так, что Даниэль оказывается в небольшом городке и попадает в дом ксендза. Он  выдает себя за выпускника семинарии. И когда пастор заболеет, Даниэль займет его место. Его темперамент и эмоциональность, необычный способ поведения и проведения службы удивляет и завораживает прихожан.  Но прошлое напоминает о себе каждую минуту. Это действительно, самая необычная и сильная картина нынешней «Вислы».

Второй приз достался «Концу сладкого дня» Яцека Борцуха со сложной и диковинной формулировкой за «радикальное трикстерство ответа вызовам мультикультурализма». Картина снималась в Италии. Действие происходит в Тоскане.  Пейзажи прекрасны, а люди потеряли покой.  В небольшом городке много мигрантов. Даже если твоя мать – итальянка, а  занимающий высокий пост отец – марокканец, ты все равно в какой-то момент  воспринимаешься как чужак.  Главная героиня Мария Линде  в исполнении знаменитой польской актрисы Кристины Янды, снимавшейся в фильмах Вайды, Кеслёвского и Занусси,  -  поэт, лауреат Нобелевской премии по литературе. Буквально на следующий день после теракта в Риме, когда нарастают протесты против мигрантов,  она выступит  с речью в местном соборе и откажется от Нобелевской премии. Мария напомнит о том, что она – еврейка, родившаяся в коммунистической Польше, а ее родители пережили Холокост. Она признается в любви к Европе, которая несмотря на все свои грехи, – лучшее, что есть в мире, но обвинит ее в мнимой толерантности и выскажется в поддержку беженцев. Начнется скандал. Ей припомнят слова о  теракте, который она сравнила с произведением искусства.  Один из героев скажет: «Вы променяли Нобелевскую премию на славу в интернете». Мария влюблена в 35-летнего красавца арабского происхождения. После ее выступления это стает всеобщим достоянием, появятся компрометирующие фотографии. Картина весьма необычная для Польши, и тема национальной самоидентификации затрагивается неожиданно и смело. Посмотреть фильм стоит уже ради одной только Кристины Янды.    

Третий приз отдан картине «Сверхновая» Бартоша Крухлика за «эмоциональную силу социального комментария в режиссерском дебюте». Она о народном бунте, людях, готовых на все в борьбе против чиновников.

 Специальный диплом жюри присуждён дипломному фильму Лодзинской киношколы «Монумент» молодого режиссера Ягоды Шельц за «творческое бесстрашие, искреннее беспокойство за судьбу Родины».  Группа студентов приезжает на практику  в гостиницу, которой управляет деспотичная особа, которая сразу же говорит, что никто из постояльцев не станет запоминать их имена. Они -  нечто неодушевленное. Сам отель - воплощением всего ужасного. И эта картина тоже  о национальной  идентичности, фобиях и страхах, преследующих молодых поляков. Их ужас связан даже со Сталиным, о котором рассказывали их предки. Одна из студенток, проводящая водные  процедуры, делающая маникюр тучной голой особе, лица которой мы не видим, рассказывает жуткую историю про то, как сын Сталина погиб за экскременты.  То есть монстру рассказывается о монстре. 

Своими впечатлениями об увиденном поделился с «МК» президент жюри «Вислы» Юсуп Разыков.  

- Программа качественная, сильная, но если говорить про ментальность, то многое у меня вызывает грусть. Польское кино сильное. Сильнее, чем у нас. Почти все фильмы, входившие в конкурс, отмечены наградами на польских фестивалях.  В нашем кино много дилетантского в технике съемки, актерских работах, даже в выборе темы. Чувствуется, что в Польше хорошая школа. 

Главное ощущение после просмотра фильмов – любование соцреализмом в польском кино  закончилось, хотя какие-то рудименты остались. Социальная тема очень активная. Даже разговор о том, что происходит в личной жизни героев, почти всегда идет через социальное преломление. Любой сюжет завершается экстраполяцией какого-то персонажа, иногда случайного. Не знаю, радоваться этому  или нет, но чувствуется, что был когда-то у Польши большой брат в лице России, а теперь есть большой брат в лице Европы. Это читается во многих картинах. Национальная идентификация идет через освоение этой правды. Причем, к большому брату СССР ненависть явственная. Фильм «Пан Т.» Марцина Кшишталовича – это просто Оруэлл. Меня покорила ученическая работа «Монумент». Вообще, тема монумента существенна и это видно во многих картинах, снятых в странах Восточной Европы. Даже в Болгарии пытаются демонтировать памятник советским солдатам. А тут стоит куб без указания тех персонажей, в честь которых он поставлен. Но его все время чистят. Это фантасмагория. На свадьбе друг жениха говорит на русском языке, и не покидает  ощущение, что постамент был посвящен чему-то советскому.  Поляки выгрызают из себя  большого брата. 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру