Кончаловский получил в Венеции спецприз жюри за фильм «Дорогие товарищи!»

Дебютант Филипп Юрьев отмечен наградой программы «Дни Венеции» за снятого на Чукотке «Китобоя»

77-й Венецианский кинофестиваль, проходивший в непростых эпидемиологических условиях, связанных с пандемией, и как никогда малолюдный, лишившийся половины зрителей и множества гостей, завершился. Самое главное, что его дирекция проявила отвагу и провела киносмотр в режиме офлайн. Кинематографисты из России добирались в Венецию окольными путями, с двумя-тремя пересадками, поскольку прямого сообщения с Италией до сих пор нет. Находившемся весь срок на фестивале журналистам пришлось каждые пять дней сдавать тест на COVID, хорошо что за счет фестиваля. Жизнь была экстремальная. 

Дебютант Филипп Юрьев отмечен наградой программы «Дни Венеции» за снятого на Чукотке «Китобоя»

Жюри во главе с австралийско-американской актрисой Кейт Бланшетт присудило главный приз  «Золотой лев» показанной в последний день картине «Земля кочевников» китянки Хлои Чжао. Она родилась в Пекине, получила  образование  в Нью-Йорке и теперь сняла  фильм о современной Америке. Главную роль сыграла без преувеличения выдающаяся американская актриса  Фрэнсис  МакДорманд («Три билборда на границе Эббинга, Миссури), жена  Джоэла Коэна, одного из братьев  из знаменитого режиссерского дуэта. Собственно, Фрэнсис и инициировала проект: сама  нашла документальный материал, которая и лег в  основу сценария, сама пригласила режиссера.   

Специальный приз жюри достался Андрею Кончаловскому и его черно-белой картине «Дорогие товарищи!» о расстреле рабочих,  жителей Новочеркасска в 1962 году. Наверняка, он ждал большего, и выглядел слегка разочарованным. Имея коллекцию «Серебряных львов», Кончаловский все никак не удостоится «золота». «Я получил свой первый приз в Венеции более 50 лет тому назад, - сказал режиссер. - Венеция с тех пор для меня - особенное место, и я очень рад быть снова здесь с работой, которая очень важна для меня лично, так как это фильм про наших родителей, про поколение, которого уже почти нет с нами». 

«Дорогие товарищи!» также отмечены недавно учрежденной Фондом FAI CISL. премией «Человек, труд, окружающая среда». Вручалась она впервые за раскрытие в кино тем, связанных с проблемами труда и окружающей среды.

Главная героиня в исполнении Юлии Высоцкой  - фронтовичка, мать-одиночка, преданная идеям Сталина, который для нее - свет в окне.  Не стало его, и жизнь становится все хуже, не разобраться самим во многих вопросах. Потом она вроде бы прозреет, едва не пережив потерю дочери, но  высказывания самого Кончаловского в Венеции говорили совсем о другом. Он вспомнил деятельность Хрущева и оценил его решение на XX съезде партии, где Сталин был развенчан, как плохое и примитивное. Самого Никиту Сергеевича Кончаловский  назвал неумным человеком  и процитировал Мао Цзэдуна, сказавшего следующее:  «Хрущев - идиот.  Он предал коммунизм». Всякий раз в Венеции  Кончаловский изумляет своими политическими и чисто человеческими заявлениями и суждениями, вызывающими у многих только ярость. 

«Китобой» дебютанта Филиппа Юрьева, участвовавший в программе авторского кино  «Дни Венеции», получил единственный приз, который там присуждается. Жюри в этой секции возглавлял знаменитый израильский режиссер Надав Лапид, получивший в 2019 году «Золотого медведя» Берлинале за фильм «Синонимы». Картина Филиппа Юрьева снята на Чукотке, в ней участвовали в основном непрофессиональные артисты, живущие на той суровой земле. Работа над картиной заняла почти восемь лет. В тройку лидеров «Дней Венеции», выделенных жюри, вошла также «Конференция» Ивана И.Твердовского, рассказывающая о посттравматическом синдроме жертв теракта в Театральном центре на Дубровке. 

И еще одна интересная для нас награда – украинский драматург Наталья Ворожбит, чьи пьесы активно ставятся в России, получила премию в программе  Венецианская неделя критики уже как режиссер за лучшую новаторскую картину «Плохие дороги». Эту пьесу хотел  поставить в Театре.doc Михаил Угаров. Все было решено, но его безвременная смерть помешала осуществить этот замысел.  

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28363 от 14 сентября 2020

Заголовок в газете: Венеция любит Кончаловского, но «золота» не дает