«Уровень» пройден: художники нашли в природе человека привидения и фейки

На Биеннале молодого искусства открылся игровой проект с глубокой философией

Почему Венера с картины Боттичелли попала в компьютерную игру-стрелялку? Когда русалка превращается в приведение? И как звучит граница между телом и сознанием человека? Ответы на эти неожиданные вопросы можно найти на выставке «Карта человеческой природы», открывшейся в РОСИЗО в рамках Биеннале молодого искусства. Участники проекта – 19 художников в возрасте до 35 лет – составили нетривиальный маршрут по внешним и внутренним «уровням» человеческой природы. Карта получилась игровой, но в то же время медитативной и философской. 

На Биеннале молодого искусства открылся игровой проект с глубокой философией
«Живая скульптура» Романа Ермакова

  Путешествие в природу человека начинается с «нулевой точки». Ей стал камин на втором этаже особняка Тургеневых-Боткиных, где теперь располагается музейный центр РОСИЗО. Из старинного камина течет голубая волна, на которой пылают угли. Волна, правда, как огни на ней, сделаны из шелковой ткани. С этой символичной инсталляции Дениса Уранова, соединяющей лед и пламень, начинается путешествие по человеческой природе. Здесь как в сказке: налево пойдешь – на внешний уровень попадешь, направо пойдешь – провалишься вглубь подсознания. В «нулевой точке», зритель, будто в компьютерной игре, выбирает путь. 

 Если свернуть на «внешний» уровень – оказываешься в мире телесного.   Художница Елена Ямлиханова рассматривает человека под микроскопом в серии «Structure»: по ее картинам можно изучать детали тела – кожу, глаза, губы. Но это не только взгляд с биологической точки зрения, каждая клетка на картине наполняется эмоцией. Напротив находим живопись в стиле компьютерной графики: человеческое тело, написанное плавными линиями и летающее в черном космосе, показывается с разных нестандартных ракурсов так, что превращается в полуабстрактные образы. На картинах Миши Горячкина природа человека раскрывается через бесконечное движение. Без постоянной инерции мы не можем существовать, но можно ли считать движением виртуальное путешествие – единственно возможное, если заперт в четырех стенах? 

 Большинство работ на выставке были созданы во время карантина – как раз когда передвижения были ограничены. Многие авторы проекта признаются, что они теряли счет времени, но сделать удалось намного больше, чем в привычной докарантинной жизни. Движение человека, оказывается, в условиях новой реальности обретает другие формы. Эту идею можно прочитать и в большом полотне Адиля Аубекерова, где человеческие тела сливаются в узорчатый бело-синий вихрь фантастических образов. 

«Бумажная кукла» Василисы Лебедевой

 Фантастика присутствует и в работе Василисы Лебедевой, которая предлагает сыграть в «бумажную куклу». Помните детскую игру с бумажной фигуркой, которую надо одевать в нарисованные одежки? На карантине Василиса сшила подобную из ткани – размером в человеческий рост. И сделала для нее разные наряды – от классического делового костюма и маленького черного платья до наряда привидения и русалки. На изоляции художница выходила на улицу выгуливать собаку в компании своего альтер-эго, одевая ее в костюмы из медицинских масок. Но на выставке масочного наряда нет, есть другие – от привычных до фантастических. Любой желающий может переодеть героиню инсталляции по имени She в образ, который придется ему по душе. С помощью такой игры Василиса по-новому подходит к вопросу стереотипности восприятия.

– Мы стремимся подогнать людей под определенный типаж, – говорит художница. – Здесь, как по Юнгу, раскрываются архетипы женщины: если на ней костюм, значит, это серьезный человек, а если платьице – наивная девочка и так далее. Мы встречаем по одежке и навешиваем на человека клише, ждем определенного поведения. И если эти ожидания не совпадают с шаблоном, то удивляемся и иногда даже обижаемся. С другой стороны – каждый из нас примеряет те или иные стереотипы поведения: играет серенькую мышку, чтобы, например, избежать конфликта, или одевается эпатажно, чтобы привлечь на себя внимание и скрыть стеснение.  Человек мимикрирует в социальные роли, которые от нас ожидают, или действует в противоречие… Такова человеческая природа.

Игровая работа Евы Аракчеевой

  Сама Василиса признается, что ее героиня намного смелее, чем она сама. Так что игра в переодевание становится для нее не только инструментом исследования человеческой психологии, но и средством самореабилитации. Игру как метод выбирала и художница Ева Аракчеева. Она написала картину со сценой из компьютерной игры-стрелялки: перед нами момент, когда перед игрок оказываются два персонажа – невинная Венера с нетленного полотна Боттичелли, одетая в шорты и топ, и черный монстр с ножом. Дуло наведено на «плохого» персонажа, но оптический прицел сфокусировал на «хорошем». Это еще один штрих к двойственной природе человека… 

«Нулевая точка». Инсталляции Дениса Уранова

 Если «внешний» уровень наполнен игровой психологией, то «внутренний» – медитацией и философией. Если от «нулевой точки» свернуть направо, то окажешься в полутемном зале в компании черного человека в красной клетке. Это «живая скульптура» Романа Ермакова –  образ несвободы, который говорит сам за себя. Рядом с ним можно найти несколько медитативных объектов, которые напоминают о неразрывной связи человека с природой. Это и объект Миша Горячкина «Лес», где деревья «вырастают» из мерцающих узоров, напоминающими вязь. И работа Кирилла Жилкина «Дуальность»: на холст с изображением мертвого голубя, напоминающего странный красный цветок, проецируются мерцающие разноцветные огоньки, так что смерть превращается в красивую завораживающую сказку. 

 Следующий «уровень» подсознания – археологический. Здесь разместилась работа Павла Польщикова, которая так и называется – «Археологическое упражнение». Художник воспроизводит артефакты, как будто бы найденные в долине реки Двины, по легенде их возраст – 6-7 тысяч лет до нашей эры. Эта вымышленная археология становится фейковым доказательством «символических представлений у их создателей». То есть воображение и образное мышление – такая же часть человеческой природы, как рефлекторное придумывание мифов разных уровней… 

Из серии «Композиция из Дома странников»

 Из одного мифа – попадаем в другой, который продолжает уже озвученную идею. «Композиция из Дома странников» – еще одна воображаемая легенда, придуманная художником, который скрывается под псевдонимом Onda. Автор рассказывает историю о домах странниках, которые появились то ли тысячелетия назад, то ли в ХII - XIV веках. Постройки эти были обшиты металлическими листами, на которых те выковывали своеобразные граффити и писали тексты. Эти «древние» листы перед нами. На них изображены люди с огромными иконописными глазами и тексты вроде: «Я есть город» или «встретил инопланетян». 

 Финальной точкой становится темный зал с саунд-арт-инсталляцией «Мерцание» коллектива «Музей вечно играющих аттракционов». Здесь отключается осязание, ты превращаешься в слух, который улавливает шум города и природы, порывы ветра и отголоски разговоров, грохот транспорта и шорох листвы… Странная музыка на грани реального и нереального, почти белый шум с нотками живых голосов. Растворяясь в нем, можно почувствовать себя частью чего-то большего. Человек со всеми своим безграничным багажом внешних и внутренних паттернов все-таки не центр Вселенной, а лишь ее маленькая крупица…