Недовольные сериалом "Перевал Дятлова" объяснили свои резоны

"Наворотили не пойми что"

Как и положено проекту, от которого, возможно, слишком много ждали, сериал «Перевал Дятлова» вызвал сомнения и недопонимания. Но даже скептикам иногда сложно было не отметить свежие визуальные впечатления, не очень-то характерные для местной сериальной картинки. «МК» собрал плюсы и минусы проекта.

"Наворотили не пойми что"
Фото: кадр из видео

Для любителей мистики в этом телесезоне настоящее раздолье. Сериал «Территория» открыл чуть ли не новый для местного ТВ жанр, который критики обозначили как фолк-хоррор. В «Перевале Дятлова» к опасностям дикой природы добавлены мистика, прыжки во времени и довольно медленное расследование с погружением в мелодраму.

Вообще, в этом проекте было очень много того, что принято называть замахом на рубль. Режиссер триумфально прошедшего и в России, и в мире сериала «Эпидемия» Павел Костомаров (в новом проекте он, правда, снимал не все серии), актеры, которые, кажется, очень точно вписались в сценарий, желание разрушить многие штампы российского сериального производства и, конечно, историческая загадка, не дающая покоя уже несколько десятилетий ни конспирологам, ни любителям детективов. Дополнительную интригу происходящему придал юридический скандал между фондом памяти группы Дятлова и производителями сериала.

Все это настраивало на суперзрелище, однако уже после первых серий стало ясно, что наша публика не совсем готова смотреть сериалы, требующие повышенного внимания к экрану. В «Перевале Дятлова» действие развивается не совсем так, как это происходит в более традиционных проектах. Фильм как будто разделен на несколько частей: одна цветная, посвященная расследованию гибели экспедиции, другая черно-белая, в стилистике советской киноклассики и размером картинки 4:3, в которой разворачивается трагедия группы Дятлова.

Отдельной линией идут военные эпизоды как флешбэки, дающие пояснения к характерам и последующим событиям. В каждой части есть свои герои, которые ведут расследование против какого-то вселенского зла. И это зло принимает самые разные формы от горы Мертвецов как символа убийственной мощи природы, до кого-то вроде зомби и НЛО. В кадре очень часто довольно темно, а герои иногда разговаривают почти шепотом, заставляя зрителя напряженно прислушиваться.

Впрочем, прислушиваться и присматриваться к этому мистическому нуару местами весьма увлекательно. Создателям сериала удалось собрать отличную актерскую команду. В ходе кастингов режиссеры хотели найти актеров, которые чем-то напоминали кинозвезд пятидесятых-шестидесятых годов. И когда в кадре собирается вся экспедиция Дятлова (Иван Мулин, Александр Метёлкин, Мария Мацель, Ирина Лукина, Максим Емельянов, Егор Бероев, Владимир Симонов и другие), трудно отделаться от впечатления, будто вы смотрите «Неотправленное письмо» или «Девчата» — настолько достоверно современные актеры вписались в ретро-картинку.

Главного героя, майора КГБ Олега Костина, сыграл Петр Федоров, которому тоже очень идут шляпа и пальто из середины прошлого века, однако взгляд усталого оперуполномоченного как будто взят из современных сериалов о ментах и жуликах. Возможно, именно у Федорова здесь самая неблагодарная роль, потому как его персонаж ведет довольно медленное и иногда откровенное нудное расследование, результат которого в принципе уже известен.

К самой истории гибели группы Дятлова на телевидении обращаются регулярно. На загадочной трагедии хотят погреть руки абсолютно все: от создателей шоу экстрасенсов до вполне серьезных режиссеров-документалистов. Сериал «Перевал Дятлова» ни в коем случае не попытка воссоздать исторические события, и именно такой подход авторов как будто больше всего разозлил тех, кто явно не доволен проектом. «Наворотили не пойми что», — пишут на форумах хейтеры, попутно называя непривычную картинку «некачественной съемкой», а вкрадчивые диалоги «заумством и пафосом».

Подобный глас народа, вероятно, будет довольно уверенно звучать еще некоторое время, пока даже среднестатистические потребители не смирятся с тем, что российские сериалы могут подаваться как весьма амбициозные арт-проекты с претензией на смелые визуальные решения.

«Перевал Дятлова» вполне достоин похвал, которых тоже немало, и касаются они прежде всего актеров, смелых сценарных бросков в, казалось бы, не совсем уместные области, если речь идет о документальных событиях, и картинки, оправдывающей покупку большого телевизора. Но недовольных тоже можно понять. Все, кто указывает на вялое развитие сюжета и называет распутывание страшной трагедии самой рутинной и незахватывающей частью серила, в чем-то определенно правы.

Если задаться целью проявить великодушие, то можно сделать вывод о том, что создатели «Перевала Дятлова» слишком увлеклись созданием чего-то нарочито сложного и в некоторых ситуациях забыли о содержании, принеся его в жертву эффектной киноформе. С другой стороны, красивые вещи имеют полное право время от времени казаться абсолютно бессмысленными.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28424 от 25 ноября 2020

Заголовок в газете: Ужасы СССР