«Каста» в новом клипе показала судьбу карателей

«Отражение общей атмосферы» у мэтров рэпа вышло по-библейски кровавым

Клип «Выходи гулять» группы «Каста», одной из наиболее влиятельных в иерархии русского рэпа, стал резонансной премьерой недели. Убийственный в прямом и переносном смысле видеоряд, до боли уже всем знакомые «образы» синюшных от побоев тел и беснующихся «космонавтов» в затемненных шлемах не оставляли сомнений в адресате метафоры — Беларусь. Хотя — никакой символики или опознавательных знаков.

«Отражение общей атмосферы» у мэтров рэпа вышло по-библейски кровавым
Фото: instagram.com@kastainsta

Однако при пересмотре клипа (а пересматривать его рвет сразу же после финального кадра), предполагаемая геолокация повествования становится не столь очевидной. Точнее — не однозначной. Зря что метафора. Подозрением всплывает целая россыпь потенциальных мест: не Москва ли прошлого лета? А может — Шиес? Или… А тут еще этот сожженный «законниками» в клипе транспарант с выстраданным восклицанием «Хватит!». Нет, видимо, не только о Беларуси спели музыканты. Мой адрес не дом и не улица…

Даже не спели, а показали. Клип набрал более 2 млн просмотров менее чем за два дня. При этом премьера достаточно относительная, поскольку песенка «Выходи гулять» из плейлиста прошлогоднего еще альбома «Об Изъяне Понятно» все это время классифицировалась критиками как невинная «зарисовка из детства»: «Выходи гулять со мной/ Просто выходи гулять/ Собираемся свободно, хоть немного и сыкотно/ Нарисуем на асфальте белым мелом слово «Хватит»/ Можешь брать с собой сестренку, со мной идет мой братик…».

В «Изъяне» на слух были вещицы и позабористее — «Игорек-мусор» или «Наш гимн России», начинавшийся обращением: «Господин президент. Мы группа «Каста», и у нас радостное событие: мы справились с очень сложной творческой задачей государственной важности. Мы написали наш гимн России. Много раз (его) слышали, но он не вызывал в нас серьезного сильного чувства, которое бы должен, и мы написали свой, который такие чувства вызывает. Просим обратить внимание на наш гимн России и рассмотреть его в качестве альтернативы». Строчки действительно вызывали гамму чувств, «созвучных истории страны», что в принципе и должно составлять тело подлинного гимна: «Говорить не запрещено/ Но молчим, как бы не сказать лишнего чего/ Проникаемся большой идеей, принимаем ложь/ И вот уже в колонны строит нас очередной вождь…»

Фото: instagram.com@kastainsta

В далеком 1997-м «Каста» получила свое название с подачи юного тогда приятеля и соучастника нарождавшегося рэп-движа Басты. Тогда и заложились традиции ростовской школы, которая стоит особняком от всего, что возникло на этой поляне позже, возвышаясь теперь над местным рэп-ландшафтом монументальным обелиском. Василий Вакуленко, чтобы выразить все грани творческих нюансов, образов, идей, инкарнировался позже в разные ипостаси: в плюс к Басте — Ноггано, N1NT3NDO, Bratia Stereo, Gorilla Zippo. При этом Влади, Шым, Хамиль и Змей, не отказывая себе в сольных высказываниях, успешно полируют грани, положенные по жанру, в рамках одной «мануфактуры»: пацанский «базар-вокзал» и задушевный разговор по душам «за жизнь», блатной юморок и тщательно выверенный драйв рэйва, сумрачность гангста-рэпа и пронзительная сентиментальность, накатывающая порой на самых бескомпромиссных бруталов. При этом характерный мелодизм, изобретательно вплетаемый в аскетичную ритмику, и некоторый крен к интеллектуальному философствованию с рефлексией на злобу дня всегда ставили «Касту» на особое место даже в рамках «ростовской школы».

Ведь даже в рэпе не все смельчаки и нигилисты. Бизнес, где ничего личного, где расчетливый или просто трусливый конформизм становятся порой главными драйверами «творчества», побили молью не только палантины звезд сервильной попсы. Особенно, чем ближе к Москве… Однако фронтмен Шым (Михаил Епифанов) философски считает это делом личного выбора, говоря только за «Касту»: «Как любая речь и любая интеллектуальная деятельность рэп может (но не обязательно должен) быть политизирован, может транслировать мысли автора, настроения, фиксировать исторический момент, что, наверное, и произошло с песней «Выходи гулять».

Намерение снять клип на песню было с самого начала, однако музыканты признаются, что «идеи долго не приходили в голову, пока сама жизнь не подсказала содержания, песня лежала и ждала визуализации». В итоге вышла моментальная «фотография нынешнего времени», хотя публика с неподдельным энтузиазмом «выходит гулять» с этой песней на концертах уже года полтора. Как гуляли тогда, по улицам и бульварам Москвы…

Однако триггером, озарившим музыкантов с «визуализацией общей атмосферы», стали, без сомнения, белорусские события с их утрированным масштабом беспощадности и жестокости. Шым называет это «садизмом»: «Я не могу понять, какая должна проводиться психологическая обработка, чтобы человек согласился так мучить своих сограждан», — поделился музыкант размышлениями в одном из интервью, рефлексируя на загадку, которая мучит многих.

Видеосюжет в песне «Выходи гулять», прежней «зарисовки из детства», делает попытку дать этот ответ, используя драматургию «перевертыша» — повествование от лица «карателя». Идиллическая картинка обычной, как у всех других людей, жизни — семья, любимые дети и жена, утренний завтрак, безмятежно начинающийся день, сменяется рабочей рутиной: погони за мирными людьми, будто за зверями на охоте, пытки беззащитных, полуголые окровавленные люди, согнанные в дымящиеся от пожарищ овраги, изуродованные тела, лица, страх, боль, ненависть…

Шлем, лицо, руки, амуниция «героя» залиты кровью. Но в какой-то момент выясняется, что это уже не кровь его жертв, он сам сочится ею, багровой, густой. Она, как пот, заливает глаза, проступает через «скафандр», вытекает из дубинки — главного орудия его производства. Вечер тяжелого дня: голый, изможденный работой и обессилевший (физически? морально?) палач сжимается калачиком в пустой ванне, а его тело покрыто сплошь синяками и мякнет от крови. Так кровоточат стигматы, но здесь не только ладони и ступни, как у экзальтированных фанатиков, а все тело палача — одна сплошная кровоточащая рана-стигма. Масштаб библейского обобщения? У музыкантов и киевского режиссера Макса Ксенда был большой риск споткнуться на подобной «вольности». Но даже не мастерство создателей, а скорее сама жизнь стерла эти риски…

Хорошая, правильная, честная и своевременная работа. «Каста», браво! Осталось дождаться февраля, когда у группы запланирован концерт в Минске…

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28428 от 30 ноября 2020

Заголовок в газете: «Каста»: предчувствие возмездия

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру