В Москве сыграли музыкальный спектакль об узниках концлагеря

Кабаре посреди голода и смерти

В Доме актера им. Яблочкиной рассказали трагическую историю обитателей концлагеря Терезиенштадт языком театра, музыки и юмора. Доподлинную летопись жизни узников «образцового концентрационного лагеря-гетто для пожилых», а на деле – тюрьмой с пропагандистскими целями в мире рассказывают уже 27 лет. В России – впервые. Как искусство может ненадолго вырвать человека из холодных лап смерти и что такое «здоровый» черный юмор – узнал корреспондент «МК».

Кабаре посреди голода и смерти
Фото: Слава Ларкин

Впервые спектакль «Кабаре Терезин» появился на австрийской сцене в 1992 году благодаря актеру и режиссеру Александру Вехтеру, для которого Терезиенштадт стал частью трагической истории его семьи. За 27 лет спектакль представили в США и странах Европы на разных языках. В Париже аналогичное шоу шло с аншлагами в сезоне 2009-2010, причём французское министерство просвещения рекомендовало показывать его школьникам в рамках изучения истории Второй Мировой войны - ведь в основе подлинные воспоминания узников.

Но каждый раз это было чтение документов, прерывающееся музыкальными номерами. Создатели российской версии – режиссер Нина Чусова и композитор Сергей Дрезнин – превратили драгоценный материал в единое театральное действие. «Все песни, которые вы сейчас услышите, написаны узниками лагеря. Для текстов, к которым не было музыки, ее написал я», – говорит Дрезнин перед спектаклем.

Так что же это за город такой? И почему в нем оказались не просто евреи, а национальная интеллигенция? Терезин – «образцовый концентрационный лагерь-гетто для пожилых», располагавшийся в крепости XIX века вблизи Праги. Зачем? Во многом – в пропагандистских целях. Чтобы ни у кого в мире не осталось сомнений, что герр Гитлер заботится о людях. Например, строит евреям город, организовывает футбольную команду, создает театр...

За годы войны туда свезли 140 тысяч человек. Главным образом – людей науки, политики, литературы и искусства, в том числе артистов из Германии, Австрии, Чехии и других оккупированных стран. 88 тысяч из них потом были депортированы в Аушвиц. И там погибли.

Фото: Слава Ларкин

Думается, что при такой жизни нет сил и глаза открыть с утра. Не то что песни сочинять и на сцене играть... А может, в этом и есть единственное спасение? Главные герои спектакля – известная писательница Ильзе Вебер (Мириам Сехон) из Праги вместе с мужем и младшим сыном (Иван Новоселов). Старшему сыну удалось оказаться за пределами лагеря. И именно к нему то и дело рвется материнское сердце. С ними в новый «дом» приезжает и пожилой добродушный профессор, который до последнего отказывался верить, что «подарок фюрера» окажется холодным застенком с многоярусными нарами, тяжёлой работой и грохочущими на восток, в Освенцим, поездами смерти.

В первые же минуты кирпичные стены Дома актера становятся самой реальной тюрьмой и для зрителя тоже, в которой оглушительно громко звучит тихое мальчишеское – «а колбаска такая вкусная… и масло… и хлеб… и оладушки». Но в Терезиенштадте без боя не сдаются. Узники боролись с тиранией другим способом – искусством. Они создали яркое кабаре «Терезин», где громко пели смелые песни, шутили над жизнью и смертью и, тем самым, спасали друг друга. Удивительно, но за все время существования гетто (вплоть до 9 мая 1945) были зафиксированы единичные случаи побега.

Фото: Слава Ларкин

«Тра-ра-ра, пора бы нам грузить тела. Тра-ра-ра, погрузим и пора. Наш катафалк вперед бежит. Здесь труп лежит, там труп лежит. Тра-ра-ра, в повозке детвора», – задорно поет актриса кабаре вместе с новоприбывшим маленьким узником. Кажется, в кабаре допускались все жанры – кроме трагедии. Артисты смеются: «Приезжайте все к нам – у нас можно похудеть!», «Чтоб не сгинуть с голодухи, не теряйте бодрость духа!»

Нина Чусова сумела сплести живое действие из актёрской игры, вокала, музыки, кадров хроники и подлинных детских рисунков (они появляются на кирпичной кладке декораций), писем и документов из Терезина. Это грустно и весело, страшно и смешно, ужасно и прекрасно. Все сразу и неразрывно. Как жизнь и смерть.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28432 от 4 декабря 2020

Заголовок в газете: Кабаре посреди голода и смерти

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру