Машков, Зудина, Безруков, Миронов открыли скульптурную композицию памяти Табакова

Бронзовый памятник можно трогать руками и проходить насквозь

14 декабря в торжественной обстановке, в компании именитых учеников и семьи Олега Табакова Владимир Машков открыл «веселенький» памятник мастеру. Этот эпитет, который не раз повторял сам Табаков в адрес актерского ремесла, точно отражает концепцию новой работы скульптора Александра Рукавишникова. Его «Атом Солнца» — не величественная конструкция на постаменте, на которую страшно дышать, а интерактивная скульптурная композиция, которую можно потрогать руками или пройти насквозь. С церемонии открытия — корреспондент «МК».

Бронзовый памятник можно трогать руками и проходить насквозь

В 2020 году Олегу Табакову исполнилось бы 85 лет. К такому событию театр, чье имя он носит, открывает необыкновенно светлую и завораживающую скульптурную композицию, которая всецело оправдывает название — «Атом Солнца Олега Табакова».

Пока он стоит, замотанный в синюю материю, прямо напротив нового здания театра на Сухаревской площади и ждет, когда вокруг него снова соберутся ученики, друзья, семья, чтобы весело смахнуть ткань и еще разок вместе посмеяться над жизнью. Композицию установили накануне вечером. А благодаря особой конструкции ее можно будет переместить куда угодно. Достаточно подключить подъемный кран, и «Атом Солнца» отправится в путешествие по миру.

Тем временем в театре собираются именитые гости — Ирина Апексимова, Сергей Безруков, Евгений Миронов, Сергей Женовач, Игорь Золотовицкий, Сергей Газаров, Михаил Пореченков, Авангард Леонтьев. Почти все — ученики Олега Павловича, многие — руководители центральных театров Москвы, и абсолютное большинство — почитатели таланта мастера.

Название скульптуры появилось неслучайно. Когда Олег Табаков был еще молодым артистом театра «Современник», драматург Виктор Розов, увидев его на сцене, сказал, что одаренность актера освещает весь спектакль. Будто Табаков проглотил атом Солнца. Эта внутренняя космическая сила помогала ему сдвигать тектонические плиты на своем пути и заряжать энергией учеников. А их у Табакова не один десяток.

«Олег Павлович сказал: «Смысл жизни в том, что жизнь на тебе не заканчивается». Мы продолжаем делать все возможное, чтобы театры процветали», — говорит со сцены Владимир Машков и просит подняться вдову актера Марину Зудину и скульптора Александра Рукавишникова. «У меня сегодня двойственное чувство. В этом есть какой-то печальный момент. Ты в течение года ходил к этой вещи. Вы разговаривали. А потом она ушла, как ребенок уходит», — говорит скульптор.

«Атом Солнца» — это непретенциозный портрет артиста, педагога, создателя и руководителя театра. В нем много личного и метафоричного. В центре — сам Табаков, рядом с ним — кот Матроскин из легендарного мультфильма «Трое из Простоквашино». «Я хотел сделать из него немного подхалима», — признается Рукавишников. Оба сидят на деревянных подмостках, которые символизируют то ли театральную сцену, то ли плот, готовый отправиться во вселенское плавание.

А позади тот самый атом Солнца. Это полая сфера с человеческий рост, через которую можно пройти насквозь. Внутри она исписана бесконечным словом «талант», а снаружи нацарапаны (скульптор специально выбрал такой якобы рукописный шрифт) пять знаменитых высказываний мастера: «Артист защищен любовью зрителей», «Я играю — значит, я живу. Это мой закон жизни», «В театре непреходящей ценностью считается талант», «Испытав успех, актер обретает свободу», «Смысл жизни в том, что жизнь на тебе не заканчивается».

На противоположном конце подмостков — бронзовый натюрморт из символических продуктов. Тут и бутылка с морсом, который очень любил Табаков, черный хлеб, ярко-красные самарские раки с малой родины актера и алые помидоры — напоминание о бабушке и о важном жизненном уроке, который она, сама того не ведая, преподала внуку. Для засолки баба Оля отбирала самые крепкие и спелые помидоры, остальные — относила на рынок. Табаков проводил параллель между саратовскими помидорами и своими учениками, которых отбирал и учил для себя.

«Когда показали готовый макет, мне сразу понравилось, что он не один. Олег Павлович не может быть один. А Матроскин — одновременно и ученик, и друг. Мы все смотрели на него влюбленными глазами и как-то повторяли Олега», — говорит Марина Зудина. «Это 4 тонны нашей любви из бронзы», — добавляет Машков и просит собравшихся выйти на улицу, чтобы открыть скульптуру.

Под задорную музыку, дружно взявшись за канаты, солидные директора театров и они же — любимые ученики Табакова, его семья (вдова Марина Зудина, дети Антон, Павел и Мария Табаковы) срывает синюю ткань с космического памятника. «Когда Москва будет включать свои огни, «Атом Солнца» зажжется изнутри, — говорит Машков. — Я очень надеюсь, что его полюбят москвичи». На этих словах в сферу влетает мальчонка с расстегнутым рюкзаком и чупа-чупсом во рту. «Какой классный! — на радостях кричит он маме. — И трогать можно».

Зудина, Машков, Миронов на открытии памятника Табакову: трогательные кадры

Зудина, Машков, Миронов на открытии памятника Табакову: трогательные кадры

Смотрите фотогалерею по теме

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28441 от 15 декабря 2020

Заголовок в газете: Четыре тонны любви к Табакову

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру