Третьяковка показала изысканную графику Иванова и Бенуа

В главном здании ГТГ представили произведения из «золотого фонда» музея

После выхода из музейного локдауна Третьяковская галерея открывает серию новых выставок. В главном здании в Лаврушинском переулке первая выставка – камерная – представляет уникальные акварельные рисунки Александра Иванова, посвященные Благовещению. Это малая часть черновиков, которые автор «Явления Христа народу» придумал для храма, который мечтал расписать. Над библейским циклом художник работал последние 10 лет жизни. Второй проект тоже показывает уникальную графику – Александра Бенуа и его «Мира искусств».

В главном здании ГТГ представили произведения из «золотого фонда» музея

К 150-летию художника, историка, публициста и общественного деятеля, сыгравшего важную роль в реформации искусства ХХ века, Третьяковка показывает около 250 произведений Бенуа и художников его круга. Обе выставки, как выразилась директор ГТГ Зельфира Трегулова, – «изысканное блюдо для гурманов».

   Выставка «Александр Иванов. Библейские эскизы. Благовещение» разместилась в новом пространстве, по соседству с залом, где выставлено главное произведение художника – «Явление Христа народу». Здесь стены оборудованы мобильными вставками, которые можно двигать и тем самым разделять пространство на главы, расставлять акценты в экспозиции etc. Такие возможности позволили разбить библейский цикл Иванова на несколько подглав-сюжетов: от предсказаний о явлении миссии до благовестий о рождении Иоанна Крестителя и самого Христа. Именно так, по словам завотделом графики ГТГ Ирины Шумановой, сам художник представлял эти рисунки на стенах храма, который мечтал расписать. Никакого конкретного проекта церкви не было, она существовало лишь в голове мастера – как мечта, как духовная философия, как итог его поисков и понимания веры.

    Художник работал над эскизами, начиная с 1840-х до последних дней жизни. Он создал более 700 самостоятельных рисунков и около 40 альбомов. В выставку вошло около 40 графических работ, посвященных Благовещению. Другие сюжеты будут показывать следом и в течении нескольких лет обещают выставить лучшее. Представить, как выглядел бы храм с росписями Иванова, позволяет виртуальная реконструкция.

– Для Иванова виртуальный мир – очень органичная ситуация, – говорит Ирина Шуманова. – Он пророк. Реконструировать идею его храма в традиционном смысле невозможно. Но наша визуализация позволяет понять, что он продумывал каждую стену, связывал все плоскости в единую композицию. Его эскизы сопровождаются текстами – цитатами, выбранным им из Библии. Над их расшифровкой исследователи трудились с 1900-х годов, и только пару лет назад удалось подвести итог этой работы и выпустить каталог, посвященный исключительно графике Иванова. Этот библейских цикл Александра Иванова столь же грандиозен, как и его большая картина, находящаяся в соседнем зале. 

  Библейские эскизы Иванова попали в Третьяковку почти что из первых рук: автор завещал их своему брату Сергею, тот передал в Румянцевский музей, откуда графика и попала в Третьяковку. Она составляет «золотой фонд» музея. Следующая серия рисунков будет посвящена чудесам и проповедям Христа. 

  Вторая выставка показывает не менее ценные работы и тоже графические. Каждый экспонат на выставке «Александр Бенуа и его «Мир искусства» уникален, а многие представлены впервые. В экспозиции около 120 работ 20 авторов – самого Бенуа и художников его круга. Здесь, что ни персона, то звезда – Серов, Сомов, Бакст, Лансере, Философов и др. Каждый из них повлиял на развитие искусства начала ХХ века и задал некий вектор культуре будущего. 

– Бенуа был одарён чрезвычайно, – рассказывает Ирина Шуманова. – Он сформировал взгляд на искусство, которым мы пользуемся и поныне. Он научил своих современников любить искусство. Он сделал коллекционирование чтение журналов модным. А главное, создал вокруг себя «мир искусства» со своей армией и печатным органом. Эта армия последователей Бенуа изменила культурный ландшафт России.

  Выставка включает несколько тем – Петербург, театр, журнал, выставки и сообщество объединения «Мир искусства». Среди экспонатов, например, эскиз для первого балета Сергея Дягилева, созданный Рерихом. Или рисунок Бенуа «Пир во время чумы» к «Пушкинскому спектакль», где он выступал не только как художник, но и как режиссер. Как писали критики после премьеры в Московском художественном театре, Бенуа-художник победил Бенуа-режиссёра… За каждым произведением, показанным на выставке, стоит история, которая так или иначе повлияла на развитие искусства. И таких историей здесь более 250.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру