Сыгравшая Фанни Каплан актриса Яна Прыжанкова рассказала о ее ясновидении

"В ее деле много несовпадений"

Длинная коса. Модельная фигура. И смелый взгляд, в котором чувствуется сильный характер. Яна Прыжанкова — молодая харизматичная актриса, победительница театральной премии «МК» в номинации «Дебют» — одарена разными талантами: поет, фехтует, танцует чечетку, рисует. Пошел 11-й сезон, как она служит в театре «У Никитских ворот», но только недавно Яна получила несколько главных ролей, и сразу — успех. Особенно хороша Фанни Каплан в ее исполнении, которая в спектакле Марка Розовского (и по его пьесе) предстает ясновидящей: надев очки, почти слепая женщина, стрелявшая в Ленина, увидит страшное будущее страны. О поисках исторической правды, о казусах на сцене и об актерском призвании мы поговорили с актрисой в стенах родного для нее театра.

"В ее деле много несовпадений"
«Фанни». Фото: Анастасия Ентякова

Спектакль «Фанни» должен был выйти еще до пандемии, но изоляция изменила планы, и он появился в репертуаре театра «У Никитских ворот» только в этом театральном сезоне. Зато участники постановки успели подготовиться, прочитать толстые книги о судьбе Фанни Каплан, сопоставить многочисленные версии событий. На сцене лишь три актера: Фанни (Яна Прыжанкова), чекист, который ведет допрос (Денис Юченков) и комендант Кремля Мальков, который застрелит главную героиню (Владимир Давиденко). Действие происходит в стенах камеры, расположенной в Кремле, куда поместили Фанни Каплан сразу после покушения на Ленина. За два часа зрители погружаются во множество деталей и странностей этого дела и вместе с Фанни заглядывают на десятилетия вперед. Как могла тяжело ранить вождя почти слепая женщина? Почему было найдено три пули разного калибра? Замешан ли младший брат Ленина Дмитрий Ульянов — врач, который пусть и частично, но вернул зрение Каплан, и был ли у них роман? И почему сообщник эсерки Виктор Гарский после покушения на Ленина вступил в компартию и получил высокую должность? А главное — как события 30 августа 1918 года повлияли на дальнейшую историю страны, ведь с него и начался красный террор? Все эти вопросы всплывают в спектакле, а дар ясновидения, которым режиссер наделил героиню, делает историю более объемной, растягивая ее на столетие. После спектакля мы усаживаемся с Яной в зрительном зале, чтобы осмыслить весь клубок исторических событий.

— Покушение на Ленина запустило маятник страшных событий. По-вашему, его эхо слышится и в современной истории? У вас ничего нет про ХХI век, почему?

— Все, что мы прожили с начала ХХ века по сей день, мы пытаемся осознать в этом спектакле. Моя героиня заглядывает в будущее — вплоть до чеченской войны. Но пьеса очень объемная, нельзя объять необъятное. Есть темы, которые пришлось опустить, как, например, НЭП, раскулачивание. Нам было важно, чтобы молодое поколение могло понять и воспринять эту историю. Важно было не запутать, а рассказать — образно и достоверно, учтя разные версии тех событий, а их очень много. Кто такие большевики и эсеры, что случилось в начале ХХ века и как это повлияло на последующие события в нашей стране. Школьники и первокурсники говорят, что никогда не думали, что такое маленькое событие, как покушение на Ленина, могло сказаться на всей истории. Взрослые люди дают разные глубокие оценки произошедшей трагедии.

— Отношение к Фанни Каплан менялось в течение века. В советское время она считалась злодейкой, но ее фигура неоднозначна. Вполне вероятно, что она была пешкой в чужой игре. Вы сами как считаете?

— Есть много версий, но как бы там ни было, фигуру Каплан использовали, чтобы начать большой красный террор. В любом случае она оказалась пешкой.

— Есть версия, что Каплан не убили, а сослали в ссылку и она прожила до 1936 года. Возможно ли такое, на ваш взгляд?

— Царя убили, с огромным количеством людей расправились, а Каплан оставили? Верится с трудом. Какой еще мог быть фактор, чтобы ее оставили в живых? Мы рассматриваем в спектакле множество версий и линий, но ни одна из них до конца не достоверна. В ее деле много несовпадений. На месте покушения были найдены три пули разного калибра. Доподлинно не известно, куда ее на самом деле увезли после покушения. Наконец, сожгли ее или нет, и что видел Демьян Бедный, который видел ее? В своих мемуарах он описывает, как Каплан застрелили и сожгли. И сам Мальков пишет, что он застрелил Каплан, указывая время вплоть до минуты. Но почему ее три дня держали в заточении, что тогда происходило, о чем с ней говорил Янис Петерс, который вел допрос? Мы сами чуть не запутались в версиях, но Марк Григорьевич попытался взглянуть на событие более масштабно. Он наделил Фанни даром ясновидения — наша версия событий на грани фантастики, но с исторической основой. Что на самом деле произошло — никто не знает. Может, у нее с Дмитрием Ульяновым была любовь и он хотел убить брата? Кто знает…

— А был ли роман с Ульяновым?

— Это тоже версия. Он был ее лечащим врачом в Евпатории, и по его рекомендации ей была сделана операция на глазах, после чего зрение частично вернулось. История с Гарским — тоже версия: предал он ее или нет? Есть факт, что они вместе совершали покушения на государственных деятелей, якобы у них был роман. После покушения он пропадает, а потом вдруг становится чекистом, это после стольких лет борьбы с большевиками. Может быть, Гарский предал ее и придумал, как обставить покушение вместе с чекистами. Но реальная история не может быть разгадана, документы сожжены. У Леонида Млечина есть книга «КГБ». На основе этого большого расследования Марк Григорьевич писал пьесу. Но толчком стал случай: один историк пришел к нему и рассказал, что Мальков был его родственником, хоть и не по крови. Оказалось, что родная сестра отчима Марка Григорьевича, Берта Захаровна Розовская, была женой Малькова.

— Как входили в эту роль? Что вы делали помимо чтения мемуаров и исторической литературы?

— Погружалась и насыщалась деталями той эпохи, пыталась почувствовать героиню. Искала пластические решения. Хотелось, чтобы Фанни не была однобокая, чтоб она была разная.

«Стеклянный зверинец». Фото: Геворг Арутюнян

«В пять лет заявила, что буду актрисой»

— Вернемся в начало: как девушка из Уфы оказалась на столичных подмостках? С детства мечтала стать актрисой?

— Да!.. Я в пять лет заявила, что буду учиться в ГИТИСе на актерском факультете. Эту мысль я годами вдалбливала в головы всех родных. Желание учиться в Москве только крепло с годами.

— Занималась в детстве в театральной студии?

— У меня вся семья в искусстве. Мама — режиссер эстрады и массовых представлений. Тетя училась на актерском в ГИТИСе. Когда я поступила в ГИТИС, мой педагог Владислав Александрович Долгоруков расспрашивал всех, кто и почему пошел на актерский, и я рассказала про тетю. Оказалось, она его однокурсница.

— Как попали в театр «У Никитских ворот»?

— После окончания института показывалась в театрах, как и все выпускники. Марк Григорьевич выбрал меня. Я читала отрывок «Эти свободные бабочки» из пьесы Леонарда Герша — характерный эпизод. И он меня заметил.

— Вы уже 11-й сезон в театре, и это одна из первых больших ролей. Она изменила жизнь?

— Да!.. Но до этого у меня была главная женская роль, опять же еврейки, в спектакле «Харбин-34». Это документальная драма с элементами детектива, в основе которой достоверные, но малоизвестные факты довоенной истории — о Русской фашистской партии. На фоне трагических событий развивается история страстной любви, она как раз в центре сюжетной линии. И не так давно был спектакль «Стеклянный зверинец» по пьесе Теннесси Уильямса, я играла мать семейства Аманду, которая принуждает своего взрослого сына Тома подыскать пару для хрупкой и нелюдимой хромой сестры Лауры, которая отдает все свое время коллекции стеклянных фигурок зверей. Это сложная психологическая драма об одиночестве.

— Аманда — женщина с двумя взрослыми детьми, а вам только 30. Есть ли личный рецепт по перевоплощению в возрастную роль?

— Да, но это секретная информация. Роль характерная, очень интересный персонаж. Было сложно, потому что нужно передать психофизику немолодой женщины. Взрослые дети, муж бросил, больная дочь — это не мои обстоятельства, у меня пока и детей нет. Но на это она и актерская работа, чтобы перевоплощаться. Я характерная актриса, поэтому Марк Григорьевич экспериментировал с Амандой — женщиной, которая сходит с ума. Мне нравится играть сложные характеры с большой амплитудой переключений. Даже если это маленький эпизод, интересно создать его ярким, запоминающимся.

— А Фанни своя, родная? Этот образ ближе?

— Все роли в итоге становятся своими. Но с Фанни мы почти ровесницы. Она мне ближе по нутру, поэтому попадаю в нее больше, чем в Аманду. Возможно, эти черты перетекают друг в друга.

— Актерская профессия — искусство перевоплощения. Если режиссер скажет, что нужно покраситься в блондинку и сделать каре или даже побриться наголо, согласитесь расстаться с косой? Вы сколько ее растите?

— Смотря какая роль. Косу рощу всю жизнь. Но смена имиджа — это больше про кино. Могу подстричься, если Голливуд и главная женская роль.

— А хочется играть в кино? Есть опыт?

— Хочется, но пока были только эпизоды — в сериале «Московская борзая» и еще нескольких. Это интересный опыт, но кино нужно полностью отдаваться, и тогда не останется времени на театр. А у меня большая занятость здесь — за 11 лет больше 20 спектаклей. Постоянно играем или репетируем.

— Что сейчас?

— Два спектакля репетируем — «Лолиту» и «Трех мушкетеров». В «Лолите» я играю эпизодическую роль темнокожей служанки. Марк Григорьевич любит пускать меня в эксперименты. А в «Трех мушкетерах» у меня роль Миледи.

«Харбин-34». Фото: Надя Пястолова

«Петь, танцевать, жонглировать, летать под потолком — все могу»

— Интересно. Вы ведь занимаетесь степом, даже преподаете. Этот навык часто пригождается? Какие есть еще?

— Пою, фехтую, верховой ездой занимаюсь. Мне все не дают применить фехтование на сцене. Хочу, чтоб Мидели подралась, всех заколола. Все дерутся, а я нет, эх… А степом я занимаюсь с 7 лет. Преподаю в ГИТИСе — у меня есть детские группы и факультатив для студентов. В этом театре все навыки пригождаются постоянно. Марк Григорьевич любит мюзиклы, где степ — хорошее подспорье и яркая краска для постановки. На удаленке было неудобно танцевать на голове у соседей, но как-то занимались. А сейчас такое синтетическое время, когда актер должен уметь и петь, и танцевать, и играть на музыкальных инструментах.

— А какой голос?

— Низкий альт. Вокал — не самая моя сильная сторона, но я ее развиваю, активно занимаюсь. В нашем театре надо петь, танцевать, жонглировать, летать под потолком. Это все я могу.

— А часто ли случаются на сцене непредвиденные ситуации? Падают ли декорации? С какими ЧП сталкивались?

— Всякое бывает — актер на реплику не выходит, музыка не играет. У меня в «Фанни» как-то очки улетели и разбились. А партнеру через две фразы говорить: «Мне хочется ваши очки сломать!». И я ему их должна бросить. Как раз в этот момент вижу отдельно лежащее стекло, ползу за ним, пытаюсь собрать, вставляю стекло в дужку, поворачиваюсь: «На! Бей!». А однажды дужка сломалась. После этого мы везде распихали запасные очки: одни у партнера в кармане, другие — под декорацией. Очки хрупкие, а у роли сложный рисунок — меня то кидают, то бьют, поэтому бывает…

— Остается время на что-то еще кроме сцены?

— Мое хобби — рисование абстрактной графики. У меня есть еще второе образование — режиссер массовых праздников и представлений.

— Хочется попробовать в себя в качестве режиссера театральной постановки?

— Конечно. Марк Григорьевич пригласил меня ассистентом режиссера на «Три мушкетера». Это для меня новый вызов в режиссерском направлении.

— Если бы разрешили ставить самостоятельно какое-то произведение, то что бы это было?

— Я думаю об этом, оно еще не родилось. Была когда-то мечта поставить «Эти свободные бабочки», по которому я делала отрывок в ГИТИСе и даже взяла «лучшую женскую роль». И, собственно, на тот момент мне очень хотелось поставить этот материал как спектакль.

Сейчас режиссура вплывает в мою жизнь, я часто думаю о том, что поставить, но ответа на этот вопрос нет. Наверное, время еще не пришло.

— Есть роль мечты?

— Мне всегда хотелось сыграть Жанну д’Арк, Антигону, Марию Стюарт. Этот материал мне ближе всего. А еще я бы сыграла Гамлета.

— А есть актриса, на которую хочется равняться?

— Есть великая актриса — Мерил Стрип.

— А из наших?

— Мне нравится Юлия Рутберг и Марина Неелова. Не могу забыть ее в «Крутом маршруте» в «Современнике». Неелова — мощнейшая актриса.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28682 от 8 декабря 2021

Заголовок в газете: Каплан с харизмой Жанны Д’Арк

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру