Впрочем, дискуссия зашла намного дальше истории с обиженными модницами. Французы заговорили о том, что «путать официальную культуру с реальной культурой не только глупо, но и преступно».
Инцидентов с российскими модницами было несколько – один в Дубае, другой – в Париже. Любительнице сумочек Шанель Лизе Литвин предложили дать расписку, что она не будет носить ее в России, Полину Пушкарёву вовсе отказались обслужить в Париже. После чего подключилась пресс-секретарь МИД РФ Мария Захарова, как раз она и припомнила бренду связи Коко Шанель с Третьим рейхом. Однако не только модницы негодуют по поводу русофобской кампании за границей.
Дискуссия об «отмене русской культуры» охватила весь мир. Недавно министр культуры Польши Петр Глиньски заявил, что в сложившихся обстоятельствах российской культуре нет места в современном мире и ее следует исключить из общественного пространства. При этом он не умаляет ценности русской культуры, но считает, что сейчас для нее не время. Сергей Безруков призвал «не идти на поводу у подобной дикости и абсурда, а уметь отделять искусство от политики». Худрук Губернского театра, например, не собирается убирать Шекспира из-за высказываний Бориса Джонсона в адрес России. Меж тем в Нью-Йоркской «Метрополитен-опере» с успехом состоялась премьера оперы «Евгений Онегин» – почти все билеты раскуплены. Так что еще не все и не везде объявляют бойкот русской культуре.
Культура может быть национальной, однако любая национальная культура – явление глобальное и имеет всемирное значение. Не случайно Михаил Пиотровский написал о том, что нынешняя ситуация «вскрыла нарыв злости», и только культурное общение может принести людям успокоение и стать лекарством.