В Музее Москвы показали музыкальную поэзию Гёнсу Ана о беспокойной повседневности

Южнокорейская серенада о зыбкости

По нынешним временам любая зарубежная выставка – событие исключительное. К таковым можно отнести и премьеру в Музее Москвы, организованную совместно с галереей «Триумф», персонального проекта южнокорейского художника Гёнсу Ана, родная страна которого присоединилась к санкциям против России. Выставка мастера из Сеула заявлена как «поэтичное размышление о беспокойной повседневности, утрате будущего и сложном устройстве памяти». Звучит резонансно и актуально. Проект и впрямь погружает в беспокойный полумрак – вселяет в зрителя тревогу и одновременно шаткую надежду на успокоение. Неслучайно выставка получила название «Eine kleine Nacht. Ночь коротка».

Южнокорейская серенада о зыбкости

Экспозиция напоминает визуальную колыбельную, которая, впрочем, вряд ли может убаюкать. Первая часть названия проекта – Eine kleine Nacht – позаимствована у Моцарта, у которого есть серенада (под номером 13) «Eine kleine Nachtmusik», что в дословном переводе означает «Маленькая ночная песенка». Вторая часть заглавия – с успокоительным мотивом – «Ночь коротка». Выставка отражает оба эти «аккорда» – угнетающий и умиротворяющий.

Зритель словно оказывается в ночном городе N, где беспокойно волнуются деревья, тревожно поблескивают огни фонарей и скучают пустынные улицы пригорода. Где-то в бочке горит огонь. Где-то на пустыре припаркован старый грузовичок, кузов которого забит стройматериалами. Тут фантастически светятся ночные цветы. Там залит красным цветом куст. А где-то вдали, за черными силуэтами деревьев, пылает огненный закат. А может, это рассвет? Выбор, очевидно, за нами – зрителями. Как и в любой поэзии, в этом визуальном сонете главную роль играет недосказанность. Таинственность, непостижимость, пограничность восприятия, свойственная ночному времени суток. 

Техника, в которой исполнены работы, – под стать заявленной теме. На первый взгляд, перед нами художественные фотографии, несколько смазанные, которые словно снимались с выдержкой, или нарочито контрастные, будто были обработаны в фоторедакторе. Но нет. Это не фото, а живопись – холст, акрил. Некоторые произведения масштабны. Так, заглавный пейзаж, открывающий выставку, состоит из шести полуметровых квадратных полотен, соединенных в единую диагональ. Другие картины – камерные – как «портрет» одинокой магазинной лампочки, сияющий красным светом на темно-сером фоне (30 на 22 см). Гёнсу Ан предлагает прислушиваться к реальности и обитающим в ней иллюзиям через «составные части» – то наводя фокус на мелкие детали, то охватывая взглядом все вокруг целиком. Словом, не ночная прогулка, а и правда серенада – о зыбкости повседневности и туманности будущего…

– В прошлом году мы делали выставку «Москва-Сеул», которая была посвящена параллелям между художниками России и Южной Кореи. Выставка Гёнсу Ана была запланирована как продолжение того проекта. Я считаю, искусство должно быть вне политики, – говорит «МК» директор Музея Москвы Анна Трапкова, отвечая на вопрос о том, насколько сложно в сегодняшних условиях приводить проекты из-за границы.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру