«Ромео и Джульетту» сыграли на развалинах Херсонеса

Сценический комплекс, рассчитанный на полторы тысячи человек, смонтирован практически на берегу моря

Херсонесу, что под Севастополем, очень идет музыка Прокофьева. И морю, и ночному южному небу над ним, и звездам, глядящимся сверху в Черное море. Балетом «Ромео и Джульетта» Михайловский театр поздно вечером в среду открыл VI фестиваль оперы и балета в заповеднике Херсонес-Таврический.

Сценический комплекс, рассчитанный на полторы тысячи человек, смонтирован практически на берегу моря
Фото предоставлено фестивалем

тестовый баннер под заглавное изображение

Сценический комплекс, рассчитанный на полторы тысячи человек, смонтирован практически на берегу моря. Это огромный куб с защитными бортами и крышей на случай погодных сюрпризов. Непосвященным в тонкости археологического дела его местоположение кажется очень даже соблазнительным: мол, поработал — можно и в воду. А вот и нельзя — это заповедная зона, где ведутся раскопки и каждый камень дышит историей, а сантиметр дернового слоя на вес золота. Так что под каждую точку сценического комплекса (а это сцена, оркестровая яма и зрительный зал с трибунами) долго и тщательно подводили специальные подкладки, а сцену выравнивали за счет регулирования опорных стоек.

Пять лет назад в Херсонесе, в декорациях многовековых развалин, точнее, элементов восстановленных и тех, что в процессе восстановления, и прошел первый фестиваль искусств, который довольно быстро набрал авторитет у крымчан.

В заповеднике уже выступали артисты НОВАТа, Большого и Мариинского театров: последний в прошлом году привозил оперный гала-концерт и одноактный балет Алексея Ратманского «Concerto DSCH» на музыку Шостаковича. На этот раз гость культурного форума еще один имперский театр — Михайловский — со своим балетным шедевром «Ромео и Джульетта» в постановке Начо Дуато.

Балетный десант из Санкт-Петербурга в Херсонесе — под двести человек: артисты, оркестр, постановочная часть. Правда, нет главного — Владимира Кехмана: он в Москве, с головой ушел в ремонт доронинского МХАТа и в ноябре готовится показать нам нечто. Лето пошло на коду, так что осталось ждать недолго. А в Херсонесе и без него театральная машина Михайловского работает без сбоев — всех привезли вовремя (до Севастополя добирались поездами), за день и одну ночь «Ромео и Джульетта» адаптировали к новым сценическим условиям, и только постановочная часть во главе с Ольгой Алымовой знает, чего ей это стоило.

Для «самой печальной повести на свете» организаторам фестиваля также пришлось увеличить высоту сцены на пять метров, и это ради одной-единственной картины — венчания юных влюбленных перед крестом. Зато новая высота в 10,5 метра позволила зеркально повторить историческую сцену Михайловского театра и без потерь использовать лаконичные, но очень выразительные декорации иракского художника Джаффара Чалоби. Хотя без проблем все-таки не обошлось.

Анастасия Соболева и Виктор Лебедев. Фото предоставлено фестивалем

И вот генеральная репетиция. Среди приглашенных вижу детей лет 9–11, и по их прямым спинам, гладко зачесанным головкам с маленькими пучками нетрудно понять, что это учащиеся хореографического училища, открытого в Севастополе три года назад. Они, по сути, первый набор этой школы. Уже на следующий день после первого спектакля им устроили встречу с Ромео и Джульеттой. То есть с артистами, блистательно танцевавшими заглавные партии — Виктором Лебедевым и Анастасией Соболевой. Вопросов было море, и главные из них не про балет — про любовь: как познакомились, когда поженились…

— Мы познакомились в Москве на конкурсе балета, когда Настя упала, — рассказал будущим артистам балета Виктор Лебедев. — Мне жалко девушку стало, я дал ей заморозку. Ну вот с тех пор…

С тех пор балетная пара ведет отсчет своему счастью — профессиональному и личному, хотя семья сложилась, когда выпускница Московского хореографического училища Настя Соболева, оказавшаяся еще и одаренной драматической актрисой, из Большого театра перешла в труппу Михайловского. Пожалуй, это самая красивая пара в нашем балете. Счастливым людям, наверное, легче танцевать любовь, даже если она и самая трагическая. (В очередь с ними заглавные партии в Херсонесе танцуют Эрнест Латыпов и Валерия Запасникова.)

«Лучшая балетная партитура XX века» — так называют музыку Сергея Прокофьева, которая значительно опередила свое время. Сегодня трудно представить, что в 1936 году Большой театр, с которым у создателей балета был заключен контракт, отказался от постановки в том числе и по причине «нетанцевальной» музыки. И премьера еще не признанного советского шедевра состоялась в Чехии, в Брно, в декабре 1938 года (хореограф Иво Псот). И только спустя два года «Ромео и Джульетту» удостоили чести выйти на советскую сцену — Кировского (теперь Мариинского) театра. Но и там артистам тоже не нравилась музыка, и с их легкой руки по театру гуляла шутка: «Нет повести печальнее на свете, чем музыка Прокофьева в балете». А теперь это шедевр — и как партитура великого композитора XX века, и как постановка хореографа Начо Дуато в XXI веке. За дирижерским пультом главный дирижер Михайловского театра Александр Соловьев.

Для Начо Дуато, поставившего балет десять лет назад, история юных влюбленных всегда ассоциировалась с Италией, с духом Средиземноморья. А для него, как не раз говорил хореограф, он складывается из солнечного света, близости моря, запахов апельсинов и жасмина. «Драматическая динамика событий выплескивается на улицы и площади итальянского города, и для меня важно совместить легендарную историю влюбленных и ауру, в которой она разворачивается».

Чего-чего, а ауры, о которой грезил хореограф, в Херсонесе хоть отбавляй. Слева от сцены шумит море, справа виднеется частично восстановленная древняя стена, на возвышении — храм. А на сцене — нежная порывистая любовь и убившая ее вражда в завораживающей хореографии Начо Дуато, жесткой в своей графичности, но неуловимо переходящей в акварельную текучесть. Оркестр звучит объемно, звук чистый. На сцене видна работа каждого, независимо от объема роли, на первом она плане или в ансамбле.

Первое выступление заканчивается триумфально — зал встает, бисирует. Моряки в летней форме выносят цветы в корзине от губернатора. Напряжение первого показа уходит. Но директор художественно-постановочной части Ольга Алымова знает, что расслабляться нельзя.

— На репетиции, когда с моря задул легкий ветер, белую тончайшую ткань с гербом семейства Капулетти, что опускается сверху после первой картины по всему зеркалу сцены, кинуло на цепочки лебедки и разорвало, — рассказала мне в антракте Ольга Алымова.  — Пришлось зашивать. А это один из самых красивых моментов спектакля. Мы между собой называем его «белый сброс», он состоит как бы из четырех парусов. Но в условиях переменчивой морской погоды эти паруса ведут себя непредсказуемо. Первый спектакль прошел, а для меня будет еще четыре квеста с этим «белым сбросом». Тем более что обещают штормовое предупреждение, а это значит, что каждый день у нас будет новый спектакль.

Уже в воскресенье «Ромео и Джульетту» из Санкт-Петербурга сменит «Матросская тишина» из Москвы. «Табакерка» Владимира Машкова готовится к отъезду.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28840 от 5 августа 2022

Заголовок в газете: Шекспир, Прокофьев, Крым

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру