В театре «Поколение» поставили патриотическую оперетту

«Севастопольский вальс» Листова зазвучал по-новому

Театр «Поколение» - новый бренд в московской театральной афише – представил к Новому году премьеру музыкального спектакля «Севастопольский вальс» с музыкой советского композитора Константина Листова. Постановку осуществил хореограф Егор Дружинин, чья творческая активность в последние годы была не слишком заметной. Режиссер вместе с музыкальным руководителем и автором аранжировок Владимиром Янковским значительно переосмыслили оригинал, превратив ура-патриотическую оперетту Листова в камерный лирический музыкально-драматический спектакль.

«Севастопольский вальс» Листова зазвучал по-новому
Фото предоставлено пресс-службой театра

Трудно себе представить больший когнитивный диссонанс, чем тот, что возникает между реальной историей Севастополя в годы войны и бодрой партитурой Константина Листова. Композитор написал свою оперетту в 1961 году, совершенно проигнорировав то, что происходило во время войны на самом деле: огромные потери Красной Армии, ужас поражения, массовая гибель мирного населения… Севастополь был разрушен буквально до самой земли – не осталось даже дерна. Восстановлением стали заниматься, не дожидаясь победы – в 1944 году. Белоснежная буквальная копия Севастополя выросла за рекордные сроки (есть легенда, что это было пари, которое Сталин заключил с Рузвельтом и Черчиллем). За всем этим стояла настоящая трагедия и настоящий подвиг.

Ничего этого в оперетте Листова «Севастопольский вальс» на либретто Е. Гальпериной и Ю. Анненкова нет и в помине. А есть беззубая история, сдобренная хоровым и оркестровым пафосом, про неубиваемых воинов и радость послевоенных встреч на Приморском бульваре. Не сказать, что и в музыке Листов уж очень сильно преуспел: она, безусловно, качественная, мелодичная, слушается хорошо и с удовольствием. Однако хит вышел всего один. Зато выдающийся: «Севастопольский вальс» помнят не только «все моряки», но и представители других профессий. И, как показал спектакль театра «Поколение» - самых разных возрастов, в том числе и молодежи.

Публика очень тепло принимала спектакль, который его создатели транспонировали в новое русло: ни помпезности, ни хоров, ни пафоса, ни меди, ни оркестровых тутти… Личная история героев на фоне войны – любовь, измена, предательство, верность, обретение настоящей любви – вот, что оказалось в центре музыкального спектакля, который и опереттой вряд ли можно назвать – скорее, драматический спектакль с зонгами. И есть в нем некая загадка: из-за особого «негромкого» саунда в синтезе с определенным визуальным решением (художник В. Никольская), построенном на контрасте картин войны и мира, а также принципиальной «не опереточности» режиссерских приемов (поначалу даже удивило – почему хореограф Дружинин не стал более объемно применять свои балетмейстерские фантазии, но потом стало ясно – здесь излишняя танцевальность была бы просто неуместна), остается впечатление какой-то иллюзорности, призрачности происходящего. И второй акт кажется, скорее, несбывшейся мечтой, нежели оптимистическим триумфом.

Артисты отлично поют: «Поколение» - музыкальный театр, в труппе которого -профессиональные певцы. Лиричный, милый Аверин в исполнении Артура Мухаметдинова больше похож на скромного труженика тыла, нежели на героя войны. Сергей Рязанов в роли бесшабашного казака-моряка Бессмертного – пожалуй, самая яркая мужская роль. Обе героини – вероломная Нина (Зинаида Громоздина) и беззаветно любящая Люба (Ирина Лесных) – равно обаятельны и голосисты. Необычно решен образ тети Дины (Анна Альт), которую, как правило, выводят характерно-комической теткой. В этой постановке и она становится гораздо лиричнее и душевнее.

Театр «Поколение» возник как продолжение «Чихачевки» - музыкального театра, расположенного на окраине Москвы. После кончины его создателя Геннадия Чихачева театр провел ребрендинг. Однако главное осталось: это музыкальный театр с интересным репертуаром, сильной труппой и отличным штатным оркестром под руководством профессиональнейшего музыканта – дирижера Владимира Янковского.

Спектакль «Севастопольский вальс» - хорошее начало нового года. В нем есть доброта, искренность. В нем авторы не пытаются иронизировать над советской классикой, но и не впадают в ходульную конъюнктуру. И надо сказать, что новому поколению это «заходит», о чем свидетельствует полный зал, более, чем наполовину состоящий из подростков и молодежи.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28946 от 10 января 2023

Заголовок в газете: «Севастопольский вальс» Листова зазвучал по-новому

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру