Чебурашка против Бэтмена: спасут ли кинотеатры «принудительно лицензированные» блокбастеры

Специалисты, в отличие от депутатов, считают, что нет

Депутаты нашли способ вернуть в российские кинотеатры голливудские блокбастеры. В нижней палате разрабатывается законопроект о принудительном лицензировании зарубежного кино, заявил зампред думского комитета по информационной политике Антон Горелкин. Эксперты киноиндустрии идею восприняли как сценарий триллера. Прокатчики, живущие робкой надеждой возврата студийного Голливуда в Россию, предрекли волну многомиллионных исков от иностранных кинокомпаний. 

Ну а кинокритики уверены, что нам нужно больше снимать своих «Чебурашек», а не стремиться вернуть на экраны «Аватар».

Специалисты, в отличие от депутатов, считают, что нет

Законопроект о принудительном лицензировании иностранного кино анонсироовал депутат Антон Горелкин.

«Думаю, в этом году пора ставить точку в спорах о механизме принудительного лицензирования западных фильмов. По моим данным, обсуждается законопроект, который позволит кинотеатрам легально демонстрировать новинки зарубежного кино – и не заниматься полулегальной практикой «предсеансного обслуживания», - написал зампред комитета Госдумы по информационной политике в своем Telegram-канале. 

Эксперты кинобизнеса опасаются, что узаконенное пиратство не только не приблизит момент гипотетического возвращения крупных западных кинокомпаний, покинувших Россию на фоне СВО, но и будет означать фундаментальный разрыв отношений с ними. Более того, нарушение режима охраны авторских прав в отношении импортного кино рано или поздно негативно скажется на отечественной индустрии, уверены эксперты.

Генеральный директор Ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин подчеркнул, что нарушение Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений в части импортного кинопроката лишит защиты и российское кино, которые выходит на зарубежных экранах. Только в прошлом году российские кинопроизводители отправили на экспорт 46 фильмов, которые принесли их создателям 16 млн долларов США. Принудительное лицензирование за рубежом будет воспринято как враждебный акт:

- Эта ситуация похожа на воздушный шарик, который невозможно лопнуть в одном месте. Одностороннее изменение режима охраны интеллектуальной собственности переведет Россию в пиратский «режим Тортуги». Даже если западные кинокомпании когда-нибудь решат вернуться в наши кинотеатры, осадок у них останется крайне негативный. Условно нейтральные и даже дружественные страны отреагируют на подобный шаг точно так же. Мы можем обрубить потоки легального иностранного кино. Более того, свою кинопродукцию мы не сможем показывать за рубежом. Культурная экспансия России будет провалена. Эта игра не стоит свеч, - считает Алексей Бырдин.

Независимый аналитик кинобизнеса Сергей Лавров уверен, что России нужно сконцентрироваться на производстве своего кассового кино, а не придумывать способы возврата на экраны зарубежных блокбастеров. Тем болеечто позитивные примеры у нас уже есть.

- Мы научились снимать качественные сериалы и «полный метр». Люди могли бы спокойно переключиться на отечественные фильмы после ухода западных кинокомпаний, - уверен Алексей Бырдин.

Однако для высоких сборов необходим грамотный маркетинг, говорят эксперты. Вот он-то у нас и хромает на обе ноги, ставя кинотеатры на грань выживания:

- У нас из 240 отечественных кинофильмов, выпущенных в прокат в прошлом году, деньги собрали только 25. Например, новый фильм Григория Константинопольского «Клипмейкеры» при производственном бюджете в 200 млн рублей и рекламном бюджете всего в 10 миллионов собрал в прокате 14 млн рублей. Это финансовая катастрофа. Сам фильм хороший, но люди о нем не знают. Зрители приходят в кинотеатры и автоматически идут на зарубежный фильм просто потому, что отечественное кино плохо рекламируется, - сетует Сергей Лавров.

Эксперты уверены, что принудительное лицензирование залатать брешь в бюджете кинотеатров не поможет:

- После ухода западных кинокомпаний с российского рынка у кинотеатров отсутствует прибыль за промоушен. Деньги прокатчикам приносил не столько сам фильм, сколько реклама будущих релизов и трейлеры. Иностранные кинопроизводители тратили на это огромные деньги. Если легализовать пиратские копии импортного кино, денег кинотеатрам это не принесет, - говорит Алексей Бырдин.

Исход битвы Чебурашки против Аватара или Бэтмена пока неясен. Эксперты кинобизнеса опасаются, что с легкой руки законодателей победа может достаться голливудским монстрам и супергероям, а наш добрый ушастик так и останется жить в ящике с апельсинами.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28947 от 11 января 2023

Заголовок в газете: Чебурашка против Бэтмена

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру