В Театре сатиры возродили «Кабачок «13 стульев»

Пан Обаян покорил Москву

Как спецпроект к старому Новому году Театр сатиры возродил «Кабачок «13 стульев». Но судя по шуму, что пошел по Москве после первого же показа без всякой рекламы, публика, похоже, потребует включить эту одноразовую акцию по случаю в репертуар Сатиры. Почему? Разбирался побывавший на премьере обозреватель «МК».

Пан Обаян покорил Москву
Пан Обаян — Артем Минин. Фото: пресс-служба театра

Для тех, кто не в теме: «Кабачок «13 стульев» — такой же хит советского телевидения, как сегодня, ну скажем, КВН или «Голос» на федеральных каналах. Во всяком случае, как только раз в неделю с голубого экрана телеящиков звучала знакомая мелодия из «Кабачка», большая часть страны прилипала не к плазме, а буквально к схожим с ящиками приборам под названием телевизор. Чтобы посмеяться остреньким шуточкам, послушать песни далекой зарубежной эстрады, исполняемые пикантными паненками и панами из Театра сатиры в модных костюмах, не продававшихся в советских магазинах. В общем, «Кабачок» был источником информации юмора, моды, эстрады пусть и Восточной, но все-таки Европы.

И вот ТВ и сатировский бренд XX века возродили в XXI. С живым оркестром, большой массовкой, квартетом ведущих в элегантных смокингах, представившихся как:

— Пан Шампан, пан Вован, пан Обаян и пан Интриган. И теперь, когда традиции особенно важны, — подчеркнул вальяжный Шампан, — мы решили окунуться в уютную, незатейливую атмосферу тех лет. Интриг не будет. Не будет семейных драм, скандалов, расследований. Сегодня мы обратимся к советскому кинематографу. Тематика нашего вечера — фильм, фильм, фильм.

— Пан Шампан, слышите, идет?

— Кто?

— Да никто, а что. Снег идет.

И хорошенькие сатировские девочки в мини, открывшие их стройные ножки, поют: «А снег идет, а снег идет. И всё вокруг чего-то ждет». Поют под оркестр, и живой звук, естественно, придает новому «Кабачку» особую атмосферу.

По форме он устроен несложно и повторяет старый: легкий, не обремененный социальностью и агрессией конферанс подводит к песне, но не зарубежной эстрады, а хиту советской эстрады (это теперь наше все, палочка-выручалочка), который остроумно театрализован. Под «Увезу тебя я в тундру» на крутогрудую бразильянку напяливают шубу, наматывают платок, подносят стопарик водки и для полноты усвоения русских традиций всучивают самовар.

Конферанс четырех панов не прям и не груб, как правда, а легкий с намеком — в общем, в традициях «Кабачка». Как пример — такой диалог:

— Конечно, мы расскажем о мультиках. Но к выбору мультфильмов все-таки подойдем осторожно. И все это потому, что есть Уголовный кодекс РФ. «Чебурашка и крокодил Гена», а там есть Шапокляк — это мошенничество. «Малыш и Карлсон» — хулиганство. «Приключение Фунтика» — эксплуатация детского труда. «Двое из Простоквашино» — бродяжничество. Поэтому мы подобрали песни из мультиков, в которых не будет никакой двусмысленности.

И на сцене, как и обещали, ни вторых, третьих и прочих глубинных смыслов. Просто роскошная, гибкая шатенка в отливающем серебром платье в пол и с разрезом до бедра в сопровождении сомнительного в плане нравственности типа в белом смокинге (Федор Лавров) по-детски незащищенно мурлычет: «Елочка, елочка, белый наряд… Пусть эта елочка в праздничный час каждый иголочкой радует нас». В это время пан Шампан представляет пана Мецената, в роли которого козырем по сцене разгуливает Юрий Васильев.

— Несмотря на то что он живет здесь, все его деньги там.

Но предложенная группой постановщиков (А.Буглак, С.Землянский, И.Малаков, К.Муса) форма не выглядит просто набором веселеньких театрализованных номеров в стиле ретро. Они входят в большой спектакль, который проносится на высокой скорости. Он музыкален, пластичен, состоит из множества мизансцен на первом, втором, а также дальних планах. Да-да, массовка у барной стойки и за столиками у порталов или ближе к заднику сцены не отбывает номера, а ведет свою игру: с танцами, с реакцией на то, что в данный момент происходит, и это тоже постановка. И активное включение всех планов, их вовлеченность выводит «Староновогодний кабачок» совершенно на новый уровень.

Президент театра Александр Ширвинд. Фото: пресс-служба театра

Он работает как машина времени, блестящая, в мишуре и реалиях настоящего с небольшими стоп-кадрами в прошлом.

«Песня про зайцев» с дракой, как в кинокомедии Леонида Гайдая. А песня «Шумит январская вьюга» из его же «Ивана Васильевича» представлена в виде кастинга молодых претенденток в гриме героини Натальи Селезневой. И тут же на тебе — Селезнева собственной персоной и в кресле, развернутом к зрителям, как в программе «Голос». Публика не скупится на аплодисменты — любая фраза, даже не заслуживающая внимания, поддержана. А как не поддержать артистку, которая сообщает, что она несколько лет не выходила на сцену — не было ролей. И у праздника появляется нотка печали. Артистки знают цену печальке простоя.

— А вообще, все наши девчонки, — говорит Селезнева, игравшая в старом «Кабачке» пани Катарину, которую ведущий Михаил Державин представлял так: «Пани Катарина так хороша, что бывает всегда права», — двигаются шикарно, поют, хорошенькие. Парни… ну… Голливуд. И прочла стихотворение Константина Симонова, которое в 1943 году он с фронта прислал своей возлюбленной — актрисе Валентине Серовой. Все думали, что Катарина прочтет «Жди меня», но звучит философский стишок про Новый год:

Плюшевые волки,

Зайцы, погремушки.

Детям дарят с елки

Детские игрушки.

И, состарясь, дети

До смерти без толку

Все на белом свете

Ищут эту елку…

В Ностальгический блок, в который умело вмонтирован день сегодняшний, вошли воспоминания и Зои Зелинской, муж которой, Георгий Васильевич Зелинский, собственно, придумал и много лет делал на отечественном ТВ «Кабачок». У Зелинской, которая 60 лет служит в Сатире, хорошо с юмором. «Сейчас его фамилия вызывает содрогание, — пошутила актриса. Зал затих, и после паузы, положенной в таких случаях, добавила, — тут разница в одной букве».

Зоя Зелинская раскрыла секрет рождения легендарного «Кабачка «13 стульев». Причиной стал ее… маникюр, который она в далекие годы делала в гостинице «Метрополь». И там в киоске увидела юмористические журналы прежде дружественных нам Польши, Чехословакии, Румынии, Венгрии. Она купила их за сущие копейки, принесла мужу, тот открыл и ахнул — там были все персонажи, которые потом жили в «Кабачке» — пан Директор, пан Спортсмен, невеста Катарина, которая никак не могла выйти замуж. И название телепередачи придумали не редакторы «Останкино», а зрители.

Шутка из того «Кабачка»: «Пани Моника получила новую квартиру. Настолько акустичную, что теперь она слышит шелест денег, которые пересчитывает ее сосед в своем воображении».

Чем еще заметен «Староновогодний кабачок?» Тут парад-алле актерских поколений, которые сталкиваются в вокальных и пластических номерах. Старая гвардия — Нина Корниенко, Наталья Фекленко, Зинаида Матросова — пытаются перетанцевать молодых. Утопия? Возможно, но кураж никто не отменял. И наконец, виден молодой состав Сатиры — красивые, легкие, как всегда и было в Сатире. И, похоже, этот стиль возвращается. Четыре разных типажа ведущих нельзя не запомнить. Особенно пана Обаяна — Артема Минина, который, невзирая на закон о запрете пропаганды сами знаете чего, поменял смокинг на ярко-красное платье и феерично поработал композитором Людмилой Лядовой. Зал выл от таланта, и это не фигура речи.

Когда дело пойдет на коду, огня добавит президент — Александр Ширвиндт, сначала рассказавший, как отреагировали алкоголики на морозе на правду про сцену в бане из «Иронии судьбы»: что снимали ее не в Селезнёвских и Палашевских банях, а под лестницей на «Мосфильме».

— Пауза. И один говорит: «Что ж вы, суки, народ-то?..»

Для Ширвиндта две знойные «гостьи» из Тель-Авива поют на иврите, что мотивирует Президента Сатиры на анекдот: «Встречает мужик старого еврея: «Вы случайно не еврей?» Тот: «А что такое?» Тогда мужик задает вопрос: «У вас какой сейчас год?» Еврей отвечает: «Наступил 5732». — «А вы случайно не помните, чем закончился 2023-й?» И свой спич закончил щемящим монологом, сочиненным им вместе с Михаилом Жванецким, когда им было всего по 50. Не могу не привести его целиком.

«Если бы я бросил пить, не тратил столько времени на женщин, я бы читал, писал, подмечал бы острым глазом. Написал бы пьесу, поставил бы фильм. Защитил бы докторскую, а уж потом бы пил и тратил столько времени на женщин. Что я сейчас и делаю без всех этих хлопот. Я сейчас могу сказать о себе точно: «Я никогда не буду студентом и блондином. Меня никогда не полюбит Мишель Мерсье. И в молодые годы я не буду жить в Париже, дышать кислородом, говорить через переводчика. Я никогда не буду руководить большим симфоническим оркестром и фильм не поставлю. И ничего не получу в Каннах. Страшно подумать — ничего не получу в смокинге в Каннах. Не буду узбеком. Никогда не буду женщиной. А все-таки интересно, что они чувствуют? При моем появлении все не встанут. Шоколад в постель? Ну, могу себе подать, но для этого надо встать, одеться, приготовить, потом раздеться, лечь и выпить. Я не возьму семь метров в длину. Я просто их не возьму, потому что я уже не разбегусь. Но даже если я разбегусь, уже не оторвусь. И в том особняке, что на набережной, я уже не появлюсь. И даже простой крейсер под моим командованием не войдет в нейтральные воды. Он просто из наших не выйдет. И за мои полотна не будут платить бешеные деньги. И из-за моих реприз не грохнет цирк и не прослезится зал. И не заржет лошадь подо мной — в крайнем случае впереди меня. И не расцветет что-то и не запахнет чем-то. И не скажет девочка: «Я люблю тебя». И не спросит мама: «Что ты ел сегодня, мой мальчик?» Но зато я скажу своему сыну: «Сынок, я прошел через всё! Я не стал этим и не стал тем. И я передам тебе свой опыт». (Аплодисменты, переходящие в овацию.)

И с Верой Кузьминичной Васильевой Александр Анатольевич под гитарный аккомпанемент споют их коронный номер «Все как прежде, все также гитара», не забыв сообщить, что на двоих им всего-то 185 лет.

И два массовых парада — вокальный и пластический — эффектно завершили «Староновогодний кабачок». Яркий, прорывной, духоподъемный. Такого давно ждали

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №28951 от 17 января 2023

Заголовок в газете: Пан Обаян покорил Москву

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру