Режиссер Элла Манжеева представила женщину как степь

Фильм «Белой дороги!» снят в Калмыкии и рождался десять лет

В Москве документальной картиной «Архитектор: история Алексея Германа и его фильмов» открылся 2-й фестиваль авторского кино «Зимний». По независящим от его организаторов причинам он теперь ассоциируется с отзывом прокатного удостоверения у якутского фильма «Айта», получившего год назад две награды от жюри под руководством Алексея Германа-младшего.

Фильм «Белой дороги!» снят в Калмыкии и рождался десять лет
Кадр из фильма «Белой дороги!» предоставлен съемочной группой

Теперь подобная же участь уготована другой конкурсной ленте — «Поедем с тобой в Макао» Романа Михайлова. Ей прокатное удостоверение выдано Минкультом только на период участия в фестивале.

Неприятная история связана и с картиной о Германе-старшем, оказавшейся «работой без авторства». Ее выход вызвал в прессе и социальных сетях скандал, когда после показа фильма на «Послании к Человеку» в Петербурге встал вопрос, кто же режиссер, почему не указано его имя в титрах, а упоминается только худрук проекта — Алексей Герман-младший. И тут всплыла история о том, что снимал картину ныне объявленный иноагентом кинокритик Антон Долин, от которого чуть ли не потребовали снять свое имя. История туманная, путаная, приведшая к тому, что недавние друзья испортили отношения. У каждого из них своя правда. Многие вопросы остаются, а картину теперь именуют документальным проектом Алексея Германа-младшего и Елены Окопной — его жены и художника-постановщика.

В конкурсе участвуют восемь фильмов: «Танцуй, Селедка!» Александры Лупашко, «Поедем с тобой в Макао» Романа Михайлова, «110» Ильи Михеева, «Белой дороги!» Эллы Манжеевой, «Вера» Иры Волковой, «Тимир» Николая Корякина (Айдын Ате), «Панические атаки» Ивана И. Твердовского и «Сломя голову» Евгения Григорьева.

Жюри в духе нового времени возглавила медиаменеджер и продюсер Софья Митрофанова, под руководством которой будут оценивать картины люди, сделавшие куда больше в искусстве, — якутский кинорежиссер и сценарист Дмитрий Давыдов, актриса и режиссер Дарья Мороз, художник-постановщик Сергей Февралев, актер Даниил Воробьев.

Название одной из конкурсных картин — «Белой дороги!» — связано с калмыцким благопожеланием, которое произносят перед дорогой или важным делом во избежание неприятностей. Элла Манжеева, запомнившаяся картиной «Чайки», премьера которой состоялась когда-то на Берлинском кинофестивале, сняла теперь мистическую драму по собственному сценарию, работа над которой продолжалась десять лет с момента появления замысла.

Молодой и популярный рэпер Алдар, которого сыграл бурятский рэпер Тимур Бубеев, известный как Everthe8, по сюжету покинул родную Калмыкию, откуда родом и сама Элла Манжеева. Он живет в Москве, десять лет не вспоминал о матери. Теперь, когда она словно растворилась в степи, отправившись на поиски пропавшей коровы, блудный сын возвращается в родные края.

Мегаполис, где живет главный герой, — словно укор и вызов степи, патриархальному укладу. Все слишком прямолинейно. Но, как скажет Элла Манжеева, это борьба памяти Великой степи с секулярным миром. Алдар познакомится в клубе с девушкой, которая представится Светой. Сыграла случайную подругу Нина Усунцынова, и ее красота откроется не сразу, что ценнее во сто крат. Все произойдет у них по-быстрому, и эти двое разбегутся, но судьба их сведет при других обстоятельствах.

Поиски матери ни к чему не приводят. Ее словно поглотила степь. Герой обращается к шаманке, которая не увидит ее среди мертвых, к ламе, который посоветует найти место, где упала пуповина Алдара. Он погружается в воспоминания, просматривает старые видеокассеты, где танцует с матерью под песню Джо Дассена и обещает подарить ей ко дню рождения турпутевку во Францию. Одно смущает: мечта матери — плюнуть с Эйфелевой башни. Стоит ли ради этого ехать в Париж? Возможно, это как-то связано с древним обрядом, который нам покажут: пожилые женщины выплевывают воду, ритуально набранную в рот.

А Света вовсе не Света. У нее другое имя. Она — сестра погибшего друга Алдара, и теперь они вдвоем отправятся в степь в поисках места пуповины по инфернальной, утопающей в тумане «молочной реке». Получается, что только беда способна привести мозги человека в порядок.

Мать всегда будет рядом, как тень, на заднем сиденье автомобиля. Она умерла, это ясно, а Алдар делает вид, что она жива. С ней не выбраться из степи. Пора ее отпустить. «Хорошая она была женщина, работящая», — скажет позднее Алдару отец, которого он встретит в городе. Он давно оставил семью, но лама велел его найти. Зачем? Чтобы была возможность помочь и простить.

Света в облаке фаты, как невеста, поведет своего избранника в заснеженную степь. Красоту родной земли не описать, ею можно только дышать. Голубое небо, голубой забор… Картина снята операторами Екатериной Орловской и Александром Кузнецовым в серо-синих, холодных тонах. Она завораживает.

Название раннего фильма Эллы Манжеевой «Женщина внутри как степь» стало ключевым и для «Белой дороги!». Мать, унесенная в бескрайние просторы, девушка, ставшая невестой, — они тоже как бесконечность, музыка сфер.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру