«Электрическая поэзия» зажглась в Открытом музее

Новые арт-объекты стали «точкой отсчета» арт-территории с 20-летней историей

«Точка отсчета» — так называется инсталляция Алексея Луки, которая появилась в сердце Центра дизайна Artplay. Арт-объект на высоте третьего этажа напоминает маяк в стиле конструктивизма, украшенный красной точкой. Хотя в символическом смысле — это скорее запятая между 20-летней историей первого креативного пространства Москвы, некогда бывшего промзоной, и новым этапом жизни необычного музея, свободного для посещения, аналогов которому нет.

Новые арт-объекты стали «точкой отсчета» арт-территории с 20-летней историей
Из проекта «Электрическая поэзии»

Сегодня никого не удивишь тем, что территории бывших заводов и фабрик отдают под творческие кластеры. Таких теперь немало, но Artplay был первым экспериментом и остается на передовой, инициируя создание проектов непривычных форматов. За 20 лет на территории появились и исчезли десятки произведений искусства. К юбилею сохранившиеся произведения привели в порядок, отреставрировали, каталогизировали и систематизировали с помощью карты, к которой тоже подошли креативно (каждый объект отмечен иконкой со схематичным «Криком» Мунка). Сейчас в Открытом музее 37 арт-объектов разного размера и формата. Территория настолько насыщенная, что можно часами разгадывать ее тайны, бродить как в лабиринте и без конца делать открытия.

Инсталляция «Шепот»

Есть большие и эффектные вещи, уютно укрывшиеся от глаз, есть миниатюрные. Грандиозна, например, инсталляция из стальных кос под названием «Шепот» Александра Морозова, появившаяся в Открытом музее в прошлом году. Лезвия переплетены и закручиваются в вихрь, а очертаниями походят на башни Шухова и Татлина. В темное время суток арт-объект подсвечивается изнутри, превращаясь в маяк. Вокруг стального «урагана» под открытым небом уютно расставлены лавочки и столики, а за ним то и дело проносится по железнодорожным путям очередная электричка. «Шепот» — памятник небытию. «Memento mori» — как бы говорит автор, напоминая о модернизации и коллективизации. И весь арт-объект очень настраивает на медитативный лад.

Серия о коте Викерии

Противовесом этому объекту служит веселый многосерийный мурал, посвященный местному коту Викентию. История его жизни как комикс рассказана художниками Екатериной Дмитриевой и Михаилом Лабазовым на одном из зданий — картинки как бы вписаны в красные оконные рамы. То есть в окнах идет реальная жизнь творческой молодежи, которая занимается в арт-кластере искусством, а под ними зарисована реальная судьба местного символа.

«Цифровая теплица»

Недалеко от летописи о Викентии разместилась стеклянная «Цифровая теплица», спроектированная архитектором Михаилом Антоновым. Внутри растут съедобные растения, которые местные кафе используют для приготовления блюд, но смысл объекта не только утилитарный, но и медитативный. Можно посидеть внутри, среди фиолетовых лучей и зелени, и подумать о вечном с видом на другие инсталляции.

«Точка отсчета»

А на днях музей запустил новую серию — под названием «Электрическая поэзия». Это световые инсталляции, авторы которых экспериментируют со словом, чтобы «нащупать в уличном пространстве нечто непроизносимое», поясняет куратор Като Бородина. «Задача этих проектов — выстроить диалог зрителя с улицей, критически поразмыслить и философски принять то, что не в силах изменить», — добавляет она. Первая «электрическая поэма» художника Миши Маркера разместилась на входе на арт-территорию. «Мысли глубже прячь», — гласит красная надпись, причем последнее слово то загорается, то меркнет. Вторая светящая строфа ждет в финале — после прохождения всей арт-территории. На одном из зданий горит двухцветная фраза Максима Има, где зашифрованы две строчки: «Пустота» и «Пусть так». Следующим этапом развития музея станет создание звуковых проектов, с помощью которых все объекты сложатся в «говорящую поэму».

— Мы думали, что сможем воплотить эту звуковую идею уже в этом юбилейном году, но не успели, — говорит глава музея Яша Мохначева-Яворская. — Это ведь должны быть концептуальные звуковые истории, которые будут взаимодействовать со зрителем, а не играть как надоедливая шарманка нон-стоп. Зато за год появилось шесть новых работ, и мы успели систематизировать все объекты и посмотреть, чего не хватает. Причем расположены они не только на улице, но и внутри зданий, все доступны в свободном режиме. Мы выбрали объекты, которые постараемся сохранить навсегда как постоянную музейную экспозицию. Помимо этого будут и временные проекты. В следующем году собираемся организовать экспозиции цифрового и перформативного искусства. Посвятим его нематериальным акциям. То есть здесь уличное искусство и понятие «стрит-арт» выходят за границы привычного — это ведь не только муралы и инсталляции под открытым небом, но и проекты самых разных междисциплинарных форматов.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру