Право на наготу: в музее заново судили известного художника импрессиониста

Спустя 160 лет после скандала парижский музей воссоздал судебный процесс над Мане

Спустя полтора века после скандала картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве» вновь оказалась в центре судебного разбирательства. В парижском музее Орсе состоялась инсценировка процесса над художником, где современные студенты вступили в диалог с искусством и правом, защищая право искусства на свободу выражения и обсуждая вопросы женской эмансипации.

Спустя 160 лет после скандала парижский музей воссоздал судебный процесс над Мане
Фото: commons.wikimedia.org

тестовый баннер под заглавное изображение

В 1863 году картина Эдуарда Мане «Завтрак на траве» произвела эффект разорвавшейся бомбы в художественной жизни Парижа. На полотне, представленном в Салоне отверженных, изображена смелая сцена: двое элегантно одетых мужчин ведут беседу на лесной поляне, в то время как рядом с ними сидит полностью обнажённая женщина, спокойно смотрящая на зрителя. Жюри официального Парижского салона отказалось выставлять работу, сочтя её непристойной, но именно это решение сделало картину объектом всеобщего внимания и жарких споров. В то время как консервативная публика была шокирована, такие защитники искусства, как писатель Эмиль Золя, утверждали, что работа не более скандальна, чем многие признанные шедевры Лувра.

Прошли десятилетия, и «Завтрак на траве» занял почётное место среди величайших произведений мирового искусства, однако вопросы, которые оно поднимает, остались актуальными. В 2025 году музей Орсе, где сегодня хранится картина, решил оживить историческую дискуссию, организовав инсценировку судебного процесса над Мане. Мероприятие, прошедшее в рамках программы для молодёжной аудитории, стало данью памяти бывшего президента музея Сильвена Амика, выдвинувшего эту идею. В ходе процесса студенты, исполнявшие роли самого Мане, его модели Викторины Мерент, а также Эмиля Золя и художника Гюстава Курбе, предстали перед действующим судьёй. Их задачей было защитить искусство от обвинений в нарушении общественной морали.

Особый интерес вызвала защита модели Викторины Мерент, которая, по словам участников, отстаивала своё право на наготу и, в более широком смысле, на женскую эмансипацию. Её адвокат выстроил хитроумную защиту, предположив, что обнажённое тело на картине может и не принадлежать модели, даже если лицо узнаваемо. Сторона обвинения настаивала на оскорблении общественных нравов, однако в итоге судья, признав факт нарушения, вынес неожиданное решение — он постановил, что Мане должен продолжать писать. Этот вердикт символически отразил историческую правду: искусство, даже вызывающее споры, не должно останавливаться.

Мероприятие, организованное при поддержке феминистской организации, подчеркнуло современное прочтение классического сюжета. Как отметила президент фонда Анна-Сесиль Майлфер, коллекция музея Орсе относится к эпохе, когда женщины активно боролись за свои права, и картина Мане остаётся частью этого диалога. Искусствоведы до сих пор спорят, стоит ли считать изображение обнажённой женщины на полотне унизительным или вдохновляющим, а некоторые видят в нём отсылку к теме проституции. Тем не менее, как заметил искусствовед Стивен З. Левин, ценность произведения в том, что оно позволяет каждому зрителю узнать что-то новое о себе.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

...
Сегодня
...
...
...
...
Ощущается как ...

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру