Лобоцкий был хорош собой, импозантен и благороден, без той актерской мишуры, которая часто сопровождает неумных представителей этой профессии. В нем были какая-то мужская хрупкость, сила и нежность, лоск и чертовщинка.
Родился будущий актер в Тамбове в семье журналиста и библиотекаря, много читал, окончил сначала режиссерский факультет института культуры и только потом поступил в ГИТИС. Те, кто с ним учился, вспоминают, каким он был красавцем. Все девушки в него были влюблены, мечтали стать его избранницами. У Анатолия были голубые глаза, а многие зрители думали, что это оптический эффект, уловки Меньшова, которому нужен был в «Зависти богов» такой герой.
Когда стало известно о смерти Анатолия Лобоцкого, почему-то вспомнился его исключительный талант ведущего торжественных церемоний. Он блистательно с этим справлялся, умел непринужденно выйти из любой ситуации, когда что-то шло не по сценарию, потому что был образован, прекрасно говорил. Да и голос у него был очень красивый.
Анатолий не раз приезжал на фестиваль «Виват кино России!» в Санкт-Петербург, обычно кратко, на день. В один из недавних его визитов удивило, как на ужине по случаю окончания киносмотра его окружила стайка совсем юных барышень. Он им нравился, несмотря на разницу в возрасте. При этом сам Анатолий смущался от такого внимания, хотя женщин всегда привлекал, отвечал им взаимностью, был четырежды женат. А умер одиноко. В последние годы жил один, поддерживали дети, дочь Анна, ставшая актрисой Театра им. Вл.Маяковского.
С 1985 года и до последних дней Анатолий Лобоцкий работал в этом театре, куда его сразу по окончании ГИТИСа пригласил главный режиссер, настоящий громовержец, крика которого побаивались артисты, мастер его курса Андрей Гончаров. Лобоцкого он ценил, иначе бы не позвал в свой театр. Первой большой работой молодого актера стала роль Сергея в «Леди Макбет Мценского уезда», играл с Натальей Гундаревой. Так блистательно начиналась карьера.
Он переиграл десятки первоклассных ролей мирового репертуара, часто удивлял, как это было с ролью Захара в «Обломове», слуги Лямпе в «Канте», особенно в «Школе жен», где у него была главная роль, а текст осовремененного Мольера звучал как живая разговорная речь. Его Арнольф двадцать лет мечтал о браке, но был одержим сомнениями и ревностью, превратил свою и чужую жизнь в ад.
В «Канте» на протяжении трех часов мы наблюдали за тем, как немецкий философ в компании друзей обедал и поддерживал полезный для пищеварения разговор. А прерывало его фиглярство слуги Мартина Лямпе в исполнении Анатолия Лобоцкого. Бывший отставной солдат прусской армии появлялся в одно и то же время со словами «суп на столе». Герой Лобоцкого — простой человек, далекий от хозяйского этикета, который не вдавался в разговоры гостей, и его коронный выход к ним звучал как диссонанс.
Накануне юбилея Миндауса Карбаускиса, с которым Лобоцкий так много и успешно работал, мы разговаривали о том, как это происходит. Анатолий отвечал на вопросы и тут же анализировал сказанное: «Вы спросили про сопротивление в работе с режиссером. Безусловно, оно есть. Я сказал вам про сопротивление, а теперь задумался. Не припомню, чтобы, репетируя с Карбаускисом, я ощущал его явное присутствие. Может быть, в спектакле «Господин Пунтила и его слуга Матти», но это было сопротивление не режиссеру, а драматургии. Дискуссии у нас приветствуются, поскольку это совместное творчество актера с режиссером, а не театр марионеток. Иначе я себе не представляю работу. Режиссер бывает строг там, где это необходимо. А как без этого? У нас без строгости не получается. Таков, наверное, менталитет нашего народа, и у меня в том числе. Я не отделяю себя от народа».
Был еще один интересный сюжет в его театральной карьере. В 2003 году он сыграл чеховского Тригорина в «Чайке» в постановке выдающегося немецкого режиссера Петера Штайна в Рижском театре русской драмы. Это был мощный международный проект. Ох, что тогда творилось среди актеров. Штайн и его помощники проводили кастинг, многих пробовали на роли. Десятки актеров и актрис отправляли свои фотографии, кто-то даже ездил в Ригу. Тогда еще не принято было делать видеовизитки. Среди избранников оказался и Анатолий Лобоцкий, который сыграл заурядного, не осененного божьим даром писателя Тригорина с вечной записной книжкой в руках.
Карьера в кино началась для Анатолия Лобоцкого ближе к 30 годам, довольно поздно. Он снимался и до того, как его пригласили на роль французского переводчика и журналиста в «Зависть богов». Это теперь все вспоминают, как он взошел на киноолимп, а после премьеры в 2000-м авторов обдали ушатом холодной воды. А уж когда Меньшов сказал, что открыл новую звезду, подсмеивались.
Меньшову нужен был настоящий француз, и изначально, когда только рождался замысел, он мечтал чуть ли не об Алене Делоне. Но то ли это не входило в планы французской звезды, то ли не нашлось достаточного бюджета на его приглашение… и тут появился Анатолий Лобоцкий, уже снимавшийся с Верой Алентовой в «Объективных обстоятельствах».
В «Зависти богов» его герой появляется в доме московского писателя вместе с ветераном французской эскадрильи в исполнении Жерара Депардье. Пока тот гладил нежные руки хозяйки, герой Лобоцкого сверкал синими-синими глазами, как точно подметит свекровь героини.
Соня Веры Алентовой работает в телевизионной службе новостей вместе с реальными дикторами того времени — Игорем Кирилловым и Анной Шатиловой. Любопытно пересмотреть фильм в контексте современных событий. Один ужас в глазах героини, которая смотрит «Последнее танго в Париже» Бертолуччи, чего стоит. А потом у нее вспыхнет роман с «иностранцем» Лобоцким. Откровенные по тем временам сцены под полиэтиленом теперь выглядят забавно. Роман героев не имел продолжения. Вмешалась большая политика, после того как в 1983 году советский истребитель сбил южнокорейский самолет.
В фильмографии Лобоцкого свыше сотни картин, от «Тихих омутов» Эльдара Рязанова до сериала «На углу, у Патриарших». «Личная жизнь доктора Селивановой», «Адмирал», «Молодежка», «Калашников». По-настоящему ценного было мало, но где бы он ни снимался, планку держал. Сериалы «Чудо-доктор» и «Ночные кошки» с его участием должны вскоре выйти.