Звоню в Тбилиси художественному руководителю театра имени Туманишвили Кети Долидзе.
- Для нас это большое горе, - говорит Кет. - Коля еще при жизни стал в Грузии легендарной личностью, Он был так предан делу и делал все, чтобы российско-грузинские культурные отношения не прерывались и были лишены всякой политической подоплёки.
Список его дел действительно огромный: русский театр имени Грибоедова, который он возглавил 20 лет, а работал в нем с 1979 года, его спектакли, культурно-просветительский Союз «Русский клуб», творческие вечера российских артистов, поэтов, писателей (Е.Евтушенко, О.Басилашвили, А.Фрейндлих, К.Лавров, С.Юрский и многие другие), выпуск книг поэзии и прозы для взрослых и детей, экскурсии по памятным местам Грузии, научно-популярные конференции и творческие конкурсы, наконец, «Дни Санкт-Петербурга» в Тбилиси и «Дни культуры Грузии» в Санкт-Петербурге. И все это он.
- Коля был абсолютный тбилисец, - продолжает Кети Долидзе. - Он собой соединял разные сферы, всегда находился в центре событий. Кристально чистый человек, к нему никакая грязь не приставала. А столько он добра сделал людям и культуры, и не имеющим к ней отношения. Когда кому то было плохо или кто-то нуждался, почему то именно Коля оказывался рядом. Да что далеко ходить: он стал первым, кто поддержал меня, когда меня сняли меня с поста худрука театра, первым откликнулся, - я никогда этого не забуду. Или мы репетировали с режиссером Жолдаком у него спектакль. Андрий тогда три месяца ставил свою интерпретацию шекспировского «Лира» - «Королева Лир», и Коля, как хозяин, нам во всем помогал.
- А я в последний раз встретила Николая Николаевича в Тбилиси в апреле прошлого года, на прощании с великим сыном грузинского и русского народов Зурабом Церетели. Николай пришел на панихиду, но долго не задержался, что тогда меня несколько удивило. А потом я узнала, что он сам в этот момент проходил химиотерапию и приехал в Музей современного искусства, где был выставлен гроб Мастера, прямо из больницы. Ему, явно, было нехорошо, но никак он этого не показывал, не жаловался. И даже близкие люди не знали о том, что он неизлечимо болен. Но он боролся с недугом, надеялся прорваться. Но вот в ночь со 2 на 3 января нового года его не стало.
Николая Свентицкого похоронят завтра, 4 января, на кладбище нового Пантеона Тбилиси, что расположен на горе Махата, рядом с Троицкой церковью.