Назад в евробудущее

Первых финалистов объявили под дулом русского танка

После безупречно-солнечных подготовительных дней “Евровидения”, в день начала собственно соревнования и первого полуфинала, 12 мая, над Москвой разверзлись хляби. По народной примете дождь на дорожку — хороший знак. Знак пока оправдывается. Первый блин был проглочен с аппетитом. Разве что разница во времени с остальной Европой придала происходящему легкий налет сюра. Шоу началось в 11 вечера, чтобы в Европе его могли смотреть в прайм-тайм, с 9. Пресс-конференция первых десяти победителей полуфинала, соответственно, началась в 2 ночи и закончилась ближе к рассвету…

Воплощение мечты руководителя Первого канала Константина Эрнста о том, чтобы “Евровидение” плавно вошло в ХХI век”, началось с ввода русских войск. Сцену оккупировали несколько десятков солдат, танк и истребитель-бомбардировщик. Ирландцы и литовцы, выражавшие на репетициях недовольство графикой, не исключено, что нервно закурили в предчувствии неминуемого возмездия. Всполохи прожекторов, канонада и носящиеся во все стороны телекамеры создавали атмосферу подлинного шока и трепета. И уже ни у кого, даже в Австралии, не могло возникнуть сомнений, откуда показывают “Евровидение”. Из Москвы!

Шоу

Размашисто поставленный “развлекательный номер”, перед тем как объявить первые десять счастливых стран, прорвавшихся в гранд-финал, соединил в себе филигранным исполнением милитаристские стереотипы об “ужасных русских”, но креативный смысл крылся в обратном. В этом и заключалось изящество идеи. Танк в лучших традициях “бархатных революций” оказался розовым и почти пушистым, истребитель, извините, голубым, а военная выправка солистов всемирно известного хора им. Александрова смотрелась дерзким вызовом отдельным мракобесам, потому как бравые хлопцы в униформе, подпевая пискливым t.A.T.u., превратили хрестоматийный и холеричный лесбо-шлягер Not Gonna Get Us (“Нас не догонят”), по сути, в мощный гимн новой России. То есть миру был отправлен волнительный мессидж — мы смотрим в светлое будущее, прощаясь с темным прошлым, но нас все равно никто не догонит. И вместо архаики кумачовых транспарантов “Слава КПСС!” по технологичным экранам пронеслась динамичная нарезка — Билан на “Евросонге-08”, футбол, мисс Мира и недавний хоккей. Знай-де наших!..  

На этом, однако, стереотипы а-ля рюс далеко не исчерпаны, поэтому на следующем полуфинале, 14 мая, организаторы обещают не менее захватывающее продолжение. Но главное волнение — удастся ли грандиозное роскошество постановки впихнуть в узкое окошко телеприемников? — уже позади. Удалось!
 Подобных жидкокристаллических, компьютерных, лазерных и прочих красот на фоне своих не всегда гениальных, а иногда и просто беспомощных номеров не видел никто из участников “Евровидения” за все 54 предыдущих года.  

Беспомощным, впрочем, это не помогло. Все они совершенно заслуженно отсеялись, за исключением разве что Румынии с бесцветной Еленой и Финляндии с безликими Waldo’s People. Но кто-то должен был добить собой необходимую десятку.

Счастливчики

Турция. Рожденная турецкими родителями в Бельгии, Хадисе выросла, разумеется, с абсолютно европейской ментальностью и мировоззрением. И дальновидно не подумала о том, что такой пустяк для Европы, как танец живота, может возмутить иных ее ортодоксальных соотечественников. Песенка Dum Tek Tek вполне себе хиток благодаря навязчивой шляг-фразе, но вопиющая банальность могла и не гарантировать прорыва в финал, если бы не распиаренный “скандал” в Турции с этим голым животом. “Три” с минусом.  

Швеция. Легендарный Бенни Андерсон из ABBA публично предал анафеме “Евровидение”, которое в далеком 1974-м открыло миру саму АВВА. Мэтр заявил, что конкурс к музыке больше не имеет никакого отношения, и отказался по этой причине помогать нынешней шведской конкурсантке Малене Эрнман. Оперное меццо-сопрано, однако, рук не опустила и в своей симфо-данс-песенке La Voix (“Голос”) сыпала “аббаподобными” аккордами, как из рога изобилия. С “сопранированием” у нее тоже не все срослось, но шикарное белое платье за 37 тысяч евро, изысканные венецианские полумаски бэк-вокалистов и пара эффектных поз принесли удачу. Шведка не испортит собой финала. “Три” с плюсом.  

Израиль. В самом Израиле дуэт еврейки Ноа и палестинки Миры стал яблоком раздора и объектом ожесточенных споров. Возмущена даже Dana International. “Такой песне, — сказала признанная транссексуалка и победительница “Евросонга-98”, — не место на “Евровидении”!”. На ночной пресс-конференции в “Олимпийском” некий взволнованный журналист, тараща глаза, обвинил артисток в участии в “пропагандистской кампании Израиля”. Подруги, 15 лет работающие вместе, ответили, что их никто не провоцировал о чем-то петь, спровоцировала сама жизнь своей жестокостью. Послание — There Must Be Another Way — личный призыв к тому, что “Должен быть другой путь”. Абсолютное большинство журналистов не осталось равнодушным ни к человеческому порыву, ни к прекрасной мелодии, ни к блистательному исполнению, за что и искупало артисток на “победной” пресс-конференции в бурных аплодисментах. Их выступление совершенно очевидно было подлинным и эстетическим украшением конкурса. Твердая “пятерка”.  

Португалия. Группа Flor-de-Lis стала в этом году, пожалуй, самым ярким представителем “этнической фракции”, сильно поредевшей на “Евровидении” с тех пор, когда Руслана в 2004-м возвела этно-поп в ранг еврокульта. Щемящая и изысканная, очень португальская и в то же время самая космополитичная из всех “этно-попов”, музыка фадо с трудом пробивается на “Евросонге”, хотя имеет и много поклонников. В прошлом году в Белграде журналисты обожали Иванну, но она никуда не прошла. Может, на сей раз Португалии повезет больше? Впрочем, у них в запасе всегда есть подлинная европейская мегазвезда Мариза, как Патрисия Каас у Франции. А пока — добрая и уверенная “четверка” с плюсом.  

Мальта. Маленький остров с большой певицей, монументальной, как и дворец Великого Магистра на ее родине. Ее зычный голос не раз звучал на “Европесне”. Киара уже была и третьей, и второй. “Вы так хотите победить?” — спросили журналисты. “Я просто очень упрямая!” — ответила добродушная хохотунья. Потуги упрямой дочери своего народа вызывают на крохотном острове, однако, некоторый испуг. Населению страны в 400 тысяч человек придется изрядно затянуть пояса, если вдруг туда нагрянет весь этот евротабор. Заслуженная “пятерка”.  

Финляндия. Решив, видимо, показать, что не одним роком деланы, финны в этом году прислали Waldo’s People, работающих в стиле джампинг, который полтора года назад изобрели немецкие короли танцполов Scooter. “Потеря контроля” (Lose Control) скорее всего стала бы печально свершившимся фактом, но дуэт спасли акробаты с факелами. Вид живого огня, похоже, всколыхнул у многих воспоминания о симпатягах Lordi, и пипл заностальгировал. Огонек, правда, был так себе — жиденький, не как у знатных предшественников. Но ностальгия — коварное чувство.  Прогрессив финнов не остался в стороне от глаз телепублики. В итоге, финны снова в финале и нацелены на победу. “Тройка”.  

Босния и Герцеговина. О том, кто набрал в полуфинальных турах сколько баллов, станет известно только по окончании конкурса, 17 мая. Справедливый резон этих правил в том, чтобы до последнего звука на “Евросонге” у всех оставались максимально равные возможности. Вот и после первого тура “прошедшие” оглашались списочно, без расстановки по местам. Посему неизвестно, насколько лидеры журналистского голосования (и мои тоже), группа Regina, опередили всех остальных и опередили ли вообще, но совершенно безапелляционно можно утверждать, что пронзительнейшая баллада Bistra Voda (“Чистая вода”) — одна из лучших “музык”, звучащих в этом году на “Евровидении”. Да и номер хорош! В нем нет технологии, но зато есть захватывающая драматургия. По иронии их номер перекликался по смыслу с сувенирной солдатско-“татушной” постановкой устроителей — тот же визуальный милитаризм с пацифистской антитезой о “солдатах любви”. Однако красный флаг из анналов пролеткульта так напугал журналиста из Австралии, что он требовал от музыкантов объяснений. “Вам показалось, — ответил Александр Чович, гитарист группы. — И спасибо всем, кто понял, о чем мы поем”. Пресс-зал взорвался аплодисментами. “Пять” с плюсом.  

Армения. Дуэт сестер Инги и Ануш с этно-техно песней “Джан-джан” стал, пожалуй, лучшим из того, что Армения показала на “Евровидении” за все четыре года своего участия. И хотя музыкальные лекала навевали воспоминания о греческой евротриумфаторше 2005 года Елене Папаризу, их было занимательно слушать. Но вот смотреть? Зажигательная клубная кричалка “Everybody move your body” смотрелся на фоне их одеяний более чем умилительно. Московское трио модников-модельеров Fresh Art напялило на девушек грузные папахи с “бриллиантовыми” подвесками, запрятало тела в темные мешковатые платья, чем создало, видимо, новый евростиль — “грустная армянская матрешка”. Вместо макияжа — боевой раскрас вокруг глаз, и девичий взгляд, потеряв кроткость, обрел тяжесть, как кирпич. Казалось, вот-вот убьет… “Четверка” с минусом.  

Исландия. Лирическая баллада Is It True стройной нордической красотки-блондинки Йоханы плыла по сцене “Евросонга” столь же глубинно, неспешно и величественно, как айсберг в океане. Неужели проплывет мимо Титаника “Евровидения”? — заволновались наблюдатели, когда на столе ведущих остался последний электронный конверт с именем счастливчика. Не проплыл! И славненько. Уверенная “четверка” с плюсом.

Лузеры

Весь рок или а-ля рок, с которым иные думали прорваться на “Евросонге”, выстрелил по воробьям. И старорежимная пародия в лице белоруса Петра Елфимова, и типа модные закосы под U 2 швейцарских Luvbugs, и даже вполне приличный хард македонских Next Time (“В следующий раз”). Видимо, и впрямь — в следующий раз. Возможно, после Lordi у европублики выработался на некоторое время иммунитет к данному жанру.  

На “Евровидении” не без фрика! На этот раз фриком “Евросонга” стала группа из Чехии Gipsy.CZ, выступающая в жанре цыганского кич-хопа. Чехи, безусловно, показали веселый номер, главной фигурой которого стал их прыткий миниатюрный солист в костюме супермена-цыгана. Но Европа не оценила юмора чехов, эта команда тоже не прошла в финал.  

Остальные “лузеры” были еще более комичны, но пальму первенства явно держала Болгария с Крассимиром Аврамовым и его подпевками. Если бы болгары прислали в Москву стаю мартовских котов и кошек, их вой со сцены был бы гораздо более стройным…

Голосование

Главная интрига нынешнего “Евровидения” — новая “смешанная” система голосования профессиональных жюри и телезрителей будет активирована лишь во время финала. В полуфиналах все пока по старинке — голосуют зрители тех стран, которые участвуют в туре, и по одному разу каждая из стран “большой пятерки”. Россия по жребию будет голосовать помимо финала во втором полуфинале, 14 мая. Девять победителей определяются телевоутингом, а десятого назначает жюри из тех участников, кто набрал большинство голосов профи из числа не прошедших телевоутинг. Но кто это были, мы узнаем лишь после оглашения победителя гранд-финала 16 мая. По результатам первого тура конкурса можно пока констатировать, что никого из достойных не обошли заслуженным вниманием. Если тенденция сохранится, то финальная евробитва может стать столь же отчаянной, как и Ватерлоо…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру