Правда, не в Фонтанном доме, а в клубе «А-2», где собралась вся городская богема. Первое отделение со сцены звучали стихи великой поэтессы, второе увенчалось пением романсов Светланы на ахматовские строчки.
Публика распивала коньяк и шампанское. Параллельно презентовали аудиокнигу «Анна Ахматова. Стихи». Оригинальный проект затеяла сама Светлана, но в нем участвуют такие звезды как Лия Ахеджакова, Марина Неелова, Чулпан Хаматова. Вместе с ними стихи читают и люди, от актерства далекие: в прошлом журналистка, а ныне рок-звезда Елена Погребижская, а также адвокат экс-олигарха Ходорковского в Страсбурге Карина Москаленко.
А вот политик Валерия Новодворская в создании книги участвовать отказалась.
— Я артист не разговорного жанра, — сообщила она Светлане. Хотя Сурганова не теряет надежды ее уговорить, ведь «штамповать» книгу начнут только к осени. К слову, отказалась от чтения Ахматовой и Алиса Фрейндлих, зато вместо себя «делегировала» дочку — Варвару Владимирову.
… Светлана, которой после концерта подарили полное собрание сочинений Ахматовой, в гримерке расплакалась. Но перед этим рассказала «МК» о том, как любит великую поэтессу.
— Как возникла сама идея записать аудиокнигу?
— Нам было предложено одним московским издательством поучаствовать в записи аудиокниги, посвященной 120-му юбилею Ахматовой. Издательство накрылось на фоне кризиса. А мы решили идею не оставлять: нашли деньги, и сами стали делать проект. Мало того, что актеров и музыкантов привлекли, так еще и устроили конкурс на сайте на лучшее прочтение стихов поэтессы. Здорово, что люди так живо отреагировали — было прислано бесчисленное количество файлов. Лучшие стихи «от народа» мы в книгу тоже включим.
— С чего началась Ахматова лично для тебя?
— «Но я предупреждаю вас, что я живу в последний раз…». Когда-то мне прочла это стихотворение поэт и музыкант Светлана Голубева. С него и началась для меня Анна Андреевна. И думаю — никогда уже не закончится. Взрослея, я буду открывать очередные пласты и глубины этой лирики. Поэтические, философские, эмоциональные…
— Как ты думаешь, что такое «любовь» по-ахматовски?
— Это что-то мистическое. И всегда — надлом. И желание быть понятой, быть принятой… Я, наверное, скажу сейчас страшную вещь, меня критики распнут, но она чувствовала как среднестатистическая женщина. Ее чаяния и слова может воспринять и понять любая из нас. Та, кто влюблена, и у кого этот путь любовный не прост.
— А ты? Твоя любовь на стихи Ахматовой похожа?
— Ее стихами я часто говорю со своими возлюбленными. В основном, это ранняя лирика поэтессы. Чувства Ахматовой мне очень близки. Я тоже хочу быть услышанной, понятой, принятой.
— Как думаешь, почему Цветаева могла свести счеты с жизнью, а Ахматова этого так и не сделала?
— Может быть, она более совестливый человек. Она выбрала трудный путь. Оставаться в живых — всегда сложнее. И переносить концлагеря своих сыновей, узурпацию мужей, отлучения от литературных обществ, унижение соседей и так далее и так далее… После трех инфарктов оставаться умнейшей женщиной с живым, саркастичным взглядом на жизнь, это дорогого стоит! Путь, который выбрала она — вызывает только восхищение и уважение.
— Но ведь ты пошла по тому же пути. Не сдалась, даже когда тебе было плохо, когда заболела раком…
— Что, как плохо — сразу вешаться? Глупости! Найти в себе силы жить — это дело чести. Меня так воспитали. Когда даешь слабинку, и позволяешь себе опуститься, ты в первую очередь предаешь своих близких, родных, учителей. Ты не имеешь права их дискредитировать. Потому что они в тебя вложили душу, и ты должна нести это знамя дальше. Иначе, получается, ты ни во что их не ставишь.
— Мама тебя «держала» в трудных ситуациях?
— Конечно. И до сих пор держит. Она в зале просидела весь концерт. И слушала, как я Ахматову читала. И плакала. У нас душевные отношения, хотя мы долго над этим работали.