Михайловский театр под угрозой

Еще один сценический коллектив на грани исчезновения

В Московском Международном Доме музыки был аншлаг. Новую премьеру презентовал Санкт-Петербургский Государственный мужской балет Валерия Михайловского. В этом балете одни мужчины. Женские партии в пачках и на пуантах исполняют тоже они. «Танцуем всё или Рабочий день» - таково название новой программы, которую увидели столичные балетоманы. Москву популярная труппа уже два года как не баловала гастролями. Но эти гастроли могут оказаться последними.

- Комитет по культуре Санкт-Петербурга принял решение о ликвидации нашей труппы, - рассказал МК Валерий Михайловский. – Нам придется организовывать свою частную коммерческую структуру. Если нас лишат государственного статуса, у нас отберут офис.

Арендавать офис и репетиционный зал, платить зарплату артистам – эта куча денег, которые нам не заработать. Балет – это не эстрада и не попса, это элитарное искусство. Да и не зарегистрирует нас никто, потому что у нас нет своего помещения. Это замкнутый круг! Правда, для того, чтобы мы могли как-то существовать, нам обещают в виде поддержки выделять небольшую субсидию.

- Вы уже предпринимаете какие-то меры?

- Я обратился к Валентине Ивановне Матвиенко. Написал письмо с просьбой о приёме и описал ситуацию. Я написал ей, что мы очень малобюджетная организация. Мы в год стоим государству и нашему городу столько, сколько один театр берет на рекламу одного спектакля. В труппе всего восемь артистов, но она уникальна и не имеет аналогов в мире.

Танцовщики в труппе и правда хорошо выучены. У многих за плечами Вагановка или Пермское училище. Пальцевая техника, которой мальчики в школе не обучаются, тоже довольно приличная. Первое отделение как всегда современное. Это обычно не самая интересная, но необходимая часть. Замысел прост. Здесь показывают, как выглядят артисты в мужском обличьи. В новом спектакле шестеро спортивных парней и их руководитель разыгрывают эпизоды из жизни труппы (станок, репетиции, прогоны и сама премьера), осваивая по ходу дела различные танцевальные стили: латино, диско, хип-хоп, степ, блюз, свинг, танго и так вплоть до комического стриптиза. (Правда при этом артист не раздевается, а наоборот медленно одевается под музыку). Авторская программа Андрея Иванова живущего сейчас в Нью-Йорке откровенно мюзикхольная и развлекательная – одна из лучших в репертуаре. Однако есть здесь и трагический эпизод «Ангел», который экспрессивно танцует сам Михайловский. Он посвящен Юрию Луговских, звукорежиссеру проработавшему с коллективом более 10 лет и убитому три года назад в Санкт-Петербурге.

Компанию Михайловского в последнее время преследуют несчастья. Не приехал в Москву из Питера и Евгений Каплуненко. На кануне гастролей танцовщик со своей женой были зверски избиты в местном парке, и сейчас артист нуждается в серьезнейшей операции. Евгений должен был исполнить во второй части самый главный номер программы «Ночь» из репертуара Анны Павловой, который в результате пришлось отменить.

Столетие «Русских сезонов» отмечается сейчас во всем мире, потому и пародийная часть программы, на которую и валит валом публика, поглазеть на мужиков в пачках и пуантах 45 размера, и составлена из номеров дягилевских артистов. В спектакле задействованы хиты: «Шехерезада», «Видение розы»…

На сцене в тонком и продуманном исполнении Михайловского этакая старая дева в чепце на голове. Мечтает о суженом, вдыхает аромат розы, засыпает. Во сне её обольщает мускулистый призрак розы в алом трико. Одурманенная видением эротоманка явно не в себе от эротического помешательства. Очнувшись от дурмана, с отдышкой от сексуальной гонки, она еле приходит в себя. На поклонах позы как с открытки. Ни дать, ни взять Карсавина и Нижинский. Все в шутку и в серьез. Придуманные Фокиным партии несколько утрированны, но вполне канонические. И в «Па-де-труа Океана и жемчужин» в классической хореографии Сен-Леона из балета «Конек-горбунок» все, в общем, соблюдено в строгости, но кроха Океан пыхтит под неподъемной ношей, вздымая своих жемчужин-великанш. По ходу дела, видимо желая помочь коротышке, таскают и они его. В общем обхохочешься!

Закончилось все конечно «Умирающим лебедем», которого, однако Михайловский станцевал на полном серьезе, выйдя не в пачке, а в штанах.

- Кому же вы не угодили? В свое время труппа получила государственный статус благодаря Анатолию Собчаку. Наверное, не традиционно ориентированный балет, по мнению чиновников, теперь никуда не вписывается?, спросил я руководителя коллектива после премьеры.

- Я не знаю, кому мы мешаем, кому мы как бельмо в глазу. Бывают ли эти чиновники на наших спектаклях? Видели ли какой у нас успех и полные залы. Знают ли, как нас принимают и в Ростове, и в Краснодаре, в Минске, Витебске. Сейчас у нас запланированы 15 спектаклей в ЮАР, переговоры с Америкой и Канадой. А ещё Франция, Греция… И везде нас встречают с восторгом!» 

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру