Есть ли жизнь после службы?

Представьте себе человека, с легкостью управляющегося с боевым истребителем, но теряющегося при виде коммунальной платежки

И таких в Московской области — тысячи. Военный человек освобожден от необходимости решать мелкие бытовые проблемы: формой, жильем, питанием и ремеслом его обеспечивает армия. Более того, военнослужащий мало рассуждает: для выполнения приказов это если не вредно, то как минимум необязательно. И вот такой человек оказывается на гражданке. Где жить? Чем заниматься? Как обустроить жену и детей? Решить эти вопросы бывшим военнослужащим помогает областной Центр социальной адаптации военнослужащих, расположенный в Ногинске. 11 декабря необычное заведение отметило свое 12-летие.

Представьте себе человека, с легкостью управляющегося с боевым истребителем, но теряющегося при виде коммунальной платежки
Сотрудники центра вместе с губернатором Московской области Андреем Воробьевым и председателем Московского областного совета ветеранов Виктором Азаровым. Фото: архив ГБУСО МО “Центр САВ”

ИЗ КОМАНДИРОВ — В СЕРДЦЕВЕДЫ

Сергею Леонидовичу Косику повезло: в прошлом морской офицер, после службы он довольно быстро сумел найти свое место в жизни.

Родился Сергей Леонидович в советском Баку. Его отец, военный летчик, оказался в Азербайджане по долгу службы. Окончившую Институт железнодорожного транспорта мать Косика государство направило в Баку строить метро.

После школы Сергей с первого раза поступил в военно-морское училище: у выросшего в семье военного на Каспийском море парня сомнений по поводу будущей профессии не возникало.

После училища лейтенант Косик получил распределение на Балтийскую военно-морскую базу в латвийском городе Лиепая. К началу конца советской эпохи Сергей Леонидович в чине капитана третьего ранга командовал кораблем. Когда дела в Прибалтике стали совсем плохи, моряк перебрался назад в Баку — тоже, правда, ненадолго.

В 92-м Сергей Косик был одним из тех, кто выводил Каспийскую флотилию из Азербайджана в Россию. Вместе с кораблями русские моряки вывозили и охраняли армянские семьи.

Чин капитана второго ранга, который вскоре заполучил Сергей Леонидович, позволял командовать уже большими кораблями. Но осадка не позволяла громоздким судам двигаться по астраханским рекам, и перспектива служить в качестве командира сделалась для Косика туманной. Тогда командование предложило Сергею Леонидовичу перейти на воспитательную работу.

Переучиваться офицер отправился в Москву, в Военный университет Министерства обороны. В середине девяностых в войсках стали учащаться суицидные попытки, и правительство осознало необходимость введения военных психологов. Сергей Косик стал одним из первых таких специалистов.

Сергей Косик в форме лейтенанта ВМФ СССР. Фото: личный архив Сергея Косика

Последние пять лет службы Сергей Леонидович самостоятельно получил в Астрахани еще одно образование — педагогическое. Уйдя в 45 лет на пенсию, Косик по сертификату от Минобороны приобрел квартиру в Ногинске. Первой его гражданской работой стала должность начальника штаба гражданской обороны на мясокомбинате. В том же 2006 году в Ногинском центре занятости ему посоветовали обратиться в центр социальной адаптации военнослужащих. С тех пор он трудится здесь в должности главного специалиста-психолога.

— Здесь я чувствую себя в своей тарелке, — признается Сергей Косик. — С военными, которые ко мне приходят, я разговариваю на одном языке. «Посмотрите, я нашел себя, сможете и вы», — говорю я всем сомневающимся.

С ДВУМЯ ВЫСШИМИ — В СЛЕСАРИ

— Нередко к нам приходят люди со стрессом и пониженной самооценкой, — объясняет тонкости своей работы психолог. — В прошлом успешный офицер теряется и не знает, куда себя деть. Но бывают и те, у кого самооценка завышена: «Я командовал дивизией, дайте мне 1000 человек, они у меня все что угодно сделают». И с теми, и с другими необходимо работать, приспосабливать к новой жизни.

Существуют предприятия, которые сотрудничают с центром. Это организации, которым нужен надежный сотрудник, дисциплинированный человек, который не пропьет и не разворует доверенное имущество и будет содержать вверенное хозяйство в порядке. Но есть организации, которые не берут на работу военных в принципе. Они сотрудникам центра известны, и обратившимся за помощью бывшим военнослужащим просто не рекомендуют туда приходить.

— Когда мы помогаем человеку составить резюме, мы не советуем подробно описывать свою службу, — говорит Сергей Косик. — Рекомендуем лишь указывать, в какие годы он проходил военную службу.

Фото: личный архив Сергея Косика

Сертификат на квартиру от Минобороны служивый может получить сразу, а может дожидаться несколько лет. Пенсия у отставного военного бывает разная, но редко внушительная. Поэтому большинству на гражданке работать все же приходится.

По статистике центра, чаще отставные вояки на гражданке оседают на административных должностях в коммерческих и госструктурах. Часто они отвечают за вопросы безопасности на предприятиях. Некоторые напрямую идут в ЧОПы — охранять состоятельных сограждан. Но есть и те, кто, имея образование и авторитет, трудятся слесарем, токарем, электриком… У ногинского соцучреждения заключен договор с Центром занятости населения — вакансии присылаются дважды в неделю. А 80% вакансий на рынке труда Москвы и области — это рабочие специальности.

— Большинство офицеров, с которыми мы сталкиваемся, имеют два высших образования, — говорит по этому поводу директор областного Центра социальной адаптации военнослужащих Сергей Кочетков. — Им достаточно дать информацию, как поступать в той или иной ситуации, объяснить их права, возможности, и они самостоятельно находят свое место в жизни.

И СПАСАТЕЛЬ, И ПОЛИЦЕЙСКИЙ

Чтобы устроиться после военной службы, офицерам с двумя высшими образованиями порой приходится идти учиться еще раз. У центра есть перечень вузов, с которыми ведется сотрудничество. Самые видные из них — учебный центр «Специалист» при МГТУ им. Баумана и Ногинский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Сидеть за партой еще пять лет необязательно: курс переподготовки включает 500 часов и длится полгода. После чего военный получает диплом и право вести новый вид деятельности — например, работать в структуре муниципальной власти.

С учебой и работой центр помогает и семьям военнослужащих — это неотъемлемая часть социальной адаптации. Если жена офицера имеет образование, но нигде не работала, ее попросят припомнить стажировки во время обучения, помогут грамотно составить резюме и подыскать вакансию. Помогут и с поиском нового учебного заведения, если по прежней специальности устроиться не получается. С детьми работает психолог, помогая избежать конфликтов, связанных с переездом с места на место, а также профориентировать чад загодя.

Фото: личный архив Сергея Косика

С профориентацией связана еще одна большая часть работы центра — выездная. Раньше этим занимались школьные психологи, но с недавних пор эту должность упразднили. Центр выполняет лишь координаторские функции и решать многие проблемы напрямую не уполномочен. Существует план работы по посещению военных городков. Вместе с сотрудниками центра в эти поездки включаются специалисты профильных ведомств.

— Вот мы приезжаем по плану в военный городок, я подхожу к командиру части и спрашиваю: «Какие проблемы у тебя?» — рассказывает директор центра Сергей Кочетков. — Он перечисляет: проблемы с дорогой, проблемы с трудоустройством жен офицеров, десять детишек в школе подрастают, надо бы провести профориентацию… По первой проблеме я приглашаю представителя администрации, по второй службу занятости прошу организовать ярмарку вакансий, по третьей мы сотрудничаем с районным отделом образования. Это называется «комплексное соцобслуживание». Оно затрагивает всех — от детей до ветеранов войны.

…За 12 лет существования центра в него обратились более семи тысяч военнослужащих и их жен. В начале работы возраст обращающихся был стабильным: в 45 большинство служивых отравляется на пенсию. С реформой армии времен Сердюкова в центр стали приходить посетители едва старше 20 лет. После военного училища им просто некуда было деваться.

Помочь бывшему военнослужащему сотрудники центра могут, только если он сам к ним обратится. Список готовящихся к увольнению отслеживает командир части. Директор части Сергей Кочетков всех командиров знает лично и помнит по именам. А еще с недавнего времени центр помогает в адаптации служащим в структурах, неподведомственным Минобороны, — МВД и МЧС.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру