Как разбиралась сталь

В Шатурском районе распрощались со своей узкоколейкой

Одной из своих главных достопримечательностей лишилась подмосковная Шатура. Знаменитая узкоколейка, по которой десятки лет доставлялся торф на Шатурскую ГРЭС, перестала существовать. В районе таким образом, без духового оркестра и торжественных речей, распрощались с торфодобычей.

В Шатурском районе распрощались со своей узкоколейкой
Автор фото: Владимир Чуприн

Последние костыли и рельсы были сданы на металлолом буквально несколько дней назад. И в администрации города вздохнули спокойно: теперь узкоколейка не будет источником торфяных пожаров.

Дело в том, что на протяжении почти 20 лет из-за невостребованности топлива узкоколейка оставалась бесхозной и потихоньку растаскивалась бомжами. Сваркой они резали рельсы; рельсы режут — искры летят… Нередко по этой причине здесь и начинали гореть заброшенные торфяные поля.

Сегодня в районе надеются, что все осталось в прошлом. После процедуры банкротства “Шатурторфа” на предприятии появился новый владелец, который успешно завершил то, что тайно и под покровом ночи делали бомжи: демонтировал все 300 км узкоколейки и отправил их в металлолом.

Формально “Шатурторф” еще надеется, что в этих местах когда-нибудь разработки снова возобновятся. Но узкоколейка уже не пригодится. Раньше по ней (ширина колеи 750 мм против обычных 1520) специальные маленькие тепловозы ТУ-4 доставляли торф в маленьких же вагонах к широкой колее. Где топливо перегружалось на обычный ж/д транспорт и поступало к потребителю.

Сегодня в районе появились неплохие дороги — и к местной ГРЭС удобнее и экономически выгоднее торф доставлять автомобильным транспортом. Если, конечно, его добыча тут когда-нибудь возобновится.

Автор фото: Владимир Чуприн

По большому счету на это надеется и районная власть. Никакие программы обводнения и затопления торфяников не исключают новых широкомасштабных пожаров. Только торфодобытчики заинтересованы в том, чтоб их добро не горело, — ведь иначе они останутся без работы, а значит, и без зарплаты.

Но по нынешним временам все эти планы скорее из области фантазии: торфоразработки, рабочие, пр.

А чтобы в памяти народной сохранился трудовой подвиг наших дедов и отцов, в городском парке им. Гагарина решили установить тот самый маленький тепловоз с вагончиком. Поставить его, так сказать, на запасном пути. Чтоб подрастающее поколение знало, что за узкоколейку себя не щадил не только литературный герой Павка Корчагин, но и реальные герои, которые живут (жили) рядом с ними.

Ведь узкоколейка в районе появилась еще в революционном 1918 г. — примерно в то же самое время, когда Павка строил ее аналог на Украине. Только тут, под Шатурой, задачей маленькой железной дороги было обеспечение подвоза торфа на ГРЭС-5 — Шатурскую гидроэлектростанцию, первенец плана ГОЭЛРО.

Чуть позже ее функции расширились: вплоть до недавних времен в округе было немало деревень, куда не вели никакие дороги. По узкоколейке, придерживаясь специального расписания, начали ходить и пассажирские электрички с маленькими вагончиками-кукушатами на 35 человек. Из Шатуры на них можно было доехать даже до Орехово-Зуева и Егорьевска.

“Игрушечная” дорога надолго стала излюбленным видом транспорта как у местного населения, так и у грибников из Москвы. В лучшие, так сказать, годы на балансе узкоколейки находилось 6 локомотивных депо, небольшие здания пассажирских станций и даже маленькое экспериментальное кольцо для испытания подвижного состава. На электрифицированных участках пути курсировали маленькие электровозы, развивавшие скорость до 60 км/час. Даже сегодня, в ХХI веке, в округе остались две деревни — Острова и Турово, — куда нет никаких дорог и куда можно было бы добраться только на “кукушатах”.

Словом, с уходом узкоколейки в этих местах умерла целая эпоха. Некоторые этому рады, видят в переменах наступление цивилизации. Большинство же, напротив, считают, что это откат от прогресса. Если район, работавший на торф, остался без работы, о каком движении вперед можно говорить?..

Появились энтузиасты, которые намерены сохранить узкоколейку не во всем ее объеме (от нее ведь ничего не осталось!), а только около 60 км пути. Сделать своеобразный действующий технический музей той эпохи. Восстановить несколько порушенных пассажирских станций, пустить на линию чудом не отправленных на металлолом “кукушат” и пару тепловозов. Если их замыслы осуществятся, грибники им скажут спасибо.

Но план частичного возрождения узкоколейки держится на голом энтузиазме. А наше время — совсем не то, в которое Павка Корчагин творил историю…

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру