Евросоюз готовит первый иск к России в рамках ВТО

Утилизационный сбор довел до иностранного суда

09.07.2013 в 15:59, просмотров: 5949

Протекционизм, то есть защита своего производителя от внешних конкурентов, может быть иногда и нужен. Но в меру. К тому же «большая двадцатка» призывает от него вообще отказаться, чтобы окончательно победить кризис. На словах Москва только за. Но на деле 1 сентября 2012 года, уже после вступления во Всемирную торговую организацию (ВТО), мы ввели утилизационный сбор с иномарок, возмещая таким образом снижение импортной пошлины на 5%. Евросоюз это возмутило. По данным Минэкономразвития, ЕС подает на Россию в суд ВТО. Это грозит нашему бюджету многомиллиардными штрафами.

Евросоюз готовит первый иск к России в рамках ВТО
фото: Геннадий Черкасов

Утилизационный сбор с иномарок, введенный в силу 1 сентября прошлого года, сразу же вызвал скандал. И не только за рубежом, но и среди отечественных потребителей. Они ждали снижения цен на ввозные автомобили. Ведь Россия 22 августа 2012-ого официально вступила в ВТО, а значит, согласно договоренностям с партнерами, должна начать процесс постепенного – в течение 7 лет – снижения пошлин на иномарки.

Однако вышло все наоборот. Пошлины действительно снизили на 5% – с 30% до 25%. Здесь надо пояснить, что в ходе переговоров с ВТО была зафиксирована предельная планка именно в 25%. Через 7 лет её необходимо опустить до 15%. Лишние 5% появились в 2009-ом в разгар кризиса с целью спасения отечественного автопрома, особенно автосборки, так как с ввозимых агрегатов пошлины не взимаются.

ВТО это сразу возмутило. Но Женеве пообещали вернуться к 25% сразу после официального вступления в эту организацию. И что же? Вместо 5% ввели утилизационный сбор как с подержанных, так и новых автомобилей. Его размер колеблется в зависимости от типа машин и года их выпуска от 20 тыс. рублей до 400 тыс. (фуры и автобусы). Российские перевозчики были в шоке. Также как и зарубежные производители. При этом наши заводы от сбора освобождены под предлогом предоставления ими гарантий правительству о безопасной утилизации автохлама.

Переговоры с ВТО на эту тему идут уже почти год. Российское правительство в конце февраля даже пошло на уступки, которые ВТО, и в особенности ЕС (иномарки в основном поступают оттуда), с удовлетворением одобрило. В Госдуму был внесен проект поправок в закон «Об отходах производства и потребления», согласно которым утилизационный сбор придется все же платить и нашим производителям (о потребителях никто и не вспомнил).

Однако и председатель Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу и еврокомиссар по торговле Карел де Гюхт дали срок для принятия закона только до 1 июля. Однако законопроект не дошел даже до профильного комитета Госдумы. Депутатам было важнее разобраться с РАН.

В результате ЕС, по данным агентства Рейтер, уже 9 июля отправил в Женеву, штаб-квартиру ВТО, официальные документы об инициировании процедуры разрешения спора. Правда, по словам замдиректора департамента торговых переговоров Минэкономразвития Екатерины Майоровой, в её ведомство официальное уведомление из Брюсселя еще не поступало. Но «в рабочем порядке коллеги из ЕС предупредили, что намерены эти документы передать в ВТО в ближайшее время». К тому же, как сообщили в Минэкономразвития, "постпредством России при ООН в Женеве получен официальный запрос ЕС о начале консультаций по вопросу о несоответсвии утилизационного сбора ряду положений ВТО".

По правилам ВТО, в течение 60 дней будут проводится двусторонние консультации. Но российские переговорщики уже ничего не смогут сделать – Госдума на летних каникулах. Если только российское правительство не отменит совсем этот скандальный сбор.

Если не договорятся по доброму, будет по плохому. В сентябре документы уйдут в третейский суд ВТО. И тогда России грозят многомиллиардные штрафы. По крайне мере на все вырученные от утилизационного сбора деньги. Окончательных цифр еще нет, но только за сентябрь-октябрь прошлого года, по данным Минфина, в бюджет поступило 10 млрд рублей.