Болгария даст «Южному потоку» второе дыхание

За этим приедет в Москву вице-президент энергокомиссар ЕС Марош Шефчович

Европа все еще надеется на реанимацию «Южного потока» — проекта новой газовой нитки из России в Европу. Так, премьер-министр Болгарии Бойко Борисов выступил за реализацию этого трубопровода вопреки препятствиям Евросоюза и решению «Газпрома» об отказе от строительства этой магистрали. София, которую Брюссель сделал главным камнем преткновения, уже потеряла около $50 млн, и потеряет на порядок больше, если проект не будет реализован. По мнению экспертов, к мнению Софии могут присоединиться и другие страны, по территории которых должен был пройти «Южный поток» — Австрия, Сербия, Венгрия, Италия и даже Германия. Всем им нужен российский газ. Расклады, которые предлагает Брюссель, вряд ли удовлетворят эти потребности.

За этим приедет в Москву вице-президент энергокомиссар ЕС Марош Шефчович

«Болгария продолжает выступать за реализацию проекта «Южный поток», — отметил премьер-министр Болгарии Бойко Борисов по завершении переговоров в Брюсселе с заместителем председателя Еврокомиссии по Энергетическому союзу Марошем Шефчовичем. Глава болгарского кабинета министров вновь выступил за реализацию проекта строительства газопровода «Южный поток».

Что такое «Южный поток»? Проект этого газопровода был задуман почти 10 лет назад. Каждый январь Москве приходилось спорить с Киевом по поводу задолженности за «голубое топливо»: Украина отказывалась платить по долгам, а Россия грозила отключить газ. Кризис случился в 2009 году: «Газпром» перекрыл трубу, а «незалежная» приступила к воровству топлива из трубы, предназначенной европейским потребителям. Более недели Европа замерзала, а потом Киев начал реструктуризовать долги. Поэтому необходимость в создании альтернативного маршрута (около 50% экспорта газа из России в Европу происходит по территории Украины) назрела и была единственным выходом из сложившейся ситуации.

Проект был подготовлен заранее. Предусмотренный газопровод обещал соединить западно-сибирские месторождение России с европейскими потребителями в обход Украины: через Австрию, Болгарию, Венгрию, Грецию, Сербию, Словению и Хорватию. Всем участникам маршрута проект понравился: каждой из стран он гарантировал до $400-500 млн дохода в бюджет только на транспортировке «голубого топлива» не считая скидок за поставки газа.

Камнем преткновения выступил Евросоюз. Сейчас энергобаланс Старого Света на 30% зависит от поставок российского топлива. Создание «Южного потока» увеличило бы этот показатель еще на 10-15%. Европа оказалась перед выбором. С одной стороны, ей было необходимо обезопасить себя от болезненного влияния Украины, с другой — получать топливо в необходимых объемах.

«Южный поток» казался лучшим выходом из ситуации. Однако Брюссель фактически с самого начала заморозил этот проект. ЕС требовала лишить «Газпром» монополии на поставку газа по этому трубопроводу и отдать контроль над оператором поставок европейским компаниям. Аналогичные требования Еврокомиссия распространяет на всех поставщиков топлива в ЕС.

Только с «Южным потоком» было не все так просто — другого поставщика газа в эту трубу кроме «Газпрома» так и не нашлось. Существовало несколько альтернативных проектов. Во-первых, газопровод Nabucco, призванный стать продолжением проложенного в Турцию газопровода «Баку — Тбилиси — Эрзерум». Он был рассчитан на ежегодную прокачку 20-30 млрд кубометров газа. Только строить его так и не начали: не нашли ни лишнего газа, так и денег. Предлагалось создать еще две трубы: из Ирана, и Азербайджана, но только их реализация так и не начала подпитываться финансовыми источниками.

После окончательной резолюции ЕС, Россия поставила на «Южном потоке» крест.В конце 2014 года сначала Владимир Путин, а затем и глава «Газпрома» Алексей Миллер заявили, что в ближайшем будущем Россия поменяет концепцию своих поставок в Европу: наша страна отказывется от борьбы за конечного потребителя на европейском рынке, но начинает масштабную экспансию в Азию. Для этого уже намечены маршруты «Сила Сибири» и «Алтай», способные обеспечить рост производства российского газа зарубежными потребителями (читай, нефтедолларами). В Европу «Газпром» собирается расширить действующий и проложить новый маршрут через Турцию.

«Работа «Северного потока» (этот трубопровод из России в Европу уже давно работает ) и газопровода через Турцию сделает транзит газа через Украину бессмысленным», — отмечает Алексей Миллер.

Однако европейские партнеры «Газпрома» продолжают искать пути реанимации проекта «Южного потока». Им нужны не только стабильные поставки «голубого топлива», но и доходы от транзита российского газа. Например, премьер-министр Болгарии Бойко Борисов отметил, что его страна потратила потратила миллионы евро на участие в проекте «Южный поток» и терять их не намерена.

Отметим, что Болгарию европейские чиновники сделали главным препятствием в создании «Южного потока»: Брюссель вынудил Софию отказать «Газпрому» в транспортировке по своей территории (вопреки заключенным ранее соглашениям), что вынудило Россию отказаться от этого проекта.

Теперь европейцы ищут пути вернуть все на свои места: 14 января Новый вице-президент Энергетического союза Евросоюза Марош Шефчович намерен посетить Россию. «Это будет мой первый визит в Москву (в новой должности - «МК»). И, конечно, я постараюсь еще раз прояснить позицию России по «Южному потоку», – сказал он.

Что он может предложить нашей стране в условиях энергетического кризиса Украины и потенциальной угрозы воровства Киевом российского экспортного газа, а также возможной топливной голодовки Европы? Если возобновление строительства «Южного потока» с точки зрения европейской юрисдикции невозможно, то Брюсселю необходимо пересматривать свои законы. Если ЕС продолжит настаивать на своей интерпретации, то ей придется икать альтернативные источники топлива.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру