Украина становится беднее назло России

Дорога в Европу вымощена благими намерениями

Россия не будет вводить пошлины для товаров из Украины. Но только до 1 января 2016 года, когда заработает зона свободной торговли (ЗСТ) между Украиной и ЕС. Российские власти, вопреки ожиданиям, больше не будут настаивать на переносе этой даты. Об этом в Брюсселе заявил министр экономического развития Алексей Улюкаев. Консультации с украинцами по поводу новых таможенных ставок, технических регламентов, правил фитосанитарного контроля уже начались. Это значит, что Кремль потерял последние надежды на то, что Украина, погрязшая в дефолте, все-таки одумается, а экономический прагматизм возьмет верх над верой в светлое будущее.

Дорога в Европу вымощена благими намерениями

«Инвестиционный дождь» отменяется

Соглашение об ассоциации Украины с ЕС, которое стало причиной острейшего геополитического кризиса, фактически выводит страну из зоны свободной торговли со странами СНГ. Все последние годы, за исключением ограниченной номенклатуры товаров, например газа, таможенные пошлины между Россией и Украиной не применяются. Несмотря на уверения Брюсселя и Киева в том, что «европейская» и «эсэнгэшная» ЗСТ друг другу не противоречат, реальное содержание документов свидетельствовало об обратном. Так, соглашение подразумевает асимметричное снижение ограничений: для украинских товаров барьеры отменяются сразу, а для импортных товаров из ЕС — на протяжении 5–9 лет. Но в любом случае беспошлинный доступ украинского рынка для европейцев автоматически открывает для них рынки других стран СНГ, включая государства Таможенного союза. К тому же отмена экспортных пошлин будет способствовать тому, что в магазинах Европы украинские товары будут вытеснять российские. Наконец, из-за насыщения Украины высококонкурентными товарами из ЕС украинские производители переориентируют экспорт на Россию, что также не на руку отечественным компаниям.

При этом Россия обращалась к ЕС с просьбой отложить до 2017 года введение в действие торговой части соглашения об ассоциации с Украиной. Однако Киев и его партнеры не поддержали это предложение. В целом украинские власти намерены за пять лет обеспечить имплементацию всех норм соглашения и подать заявку на членство в ЕС. Правда, по некоторым позициям Украина уже не вписывается в график, например, по отмене виз.

Как бы то ни было, после вступления экономической части соглашения о евроассоциации в силу Россия с 1 января 2016 года однозначно повысит ввозные таможенные пошлины для Украины до общего уровня, что будет означать ее фактическое исключение из ЗСТ СНГ. В качестве превентивной меры в сентябре прошлого года премьер Дмитрий Медведев подписал соответствующее постановление, которое вступит в силу, если Украина досрочно начнет реализовывать положение о зоне свободной торговли с ЕС.

Когда Россия и Украина взаимно повысят пошлины до европейских, то ставки увеличатся примерно следующим образом: сейчас пошлина на большинство товаров сельскохозяйственной отрасли составляет 0% либо 1 евро за кг, а вырастет в десятки раз. Россия, регулируя тарифы с Украиной, в любом случае будет действовать в рамках соглашений по ВТО. В частности, пошлины на молочные продукты достигнут 14,9%; на злаки — 10%; на рыбу — 3%.

Впрочем, это осознанный выбор граждан Украины, которые большинством поддержали нового президента Петра Порошенко. Украина выбрала Европу, и остается только подождать, каким будет результат. Нынешние власти надеются на западные инвестиции, которые позволят создать завязанные на экспорт в Европу производства. Это получилось у Польши, но провалилось в Прибалтике. С учетом проблем с экономикой, ситуации в Восточной Украине «инвестиционный дождь» кажется невероятным.

Россия — первый партнер Украины

По данным Госстата Украины, в прошлом году эта страна по сравнению с вполне благополучным 2013 годом сократила экспорт товаров в Россию на 33,7% (до $11,4 млрд), импорт из России упал еще больше — на 45,1% (до $16,6 млрд). Последнее обеспечено за счет уменьшения поставок нефтепродуктов, газа, которые преобладают в структуре нашего экспорта на Украину. В целом по итогам 2014 года общий товарооборот между Россией и Украиной упал на 43%! В 2013 году он был равен чуть более $50 млрд, а стал $28 млрд.

По итогам I квартала 2015 года экспорт украинских товаров в Россию вновь рухнул на 61,3% — до $1,04 млрд с $2,7 млрд за аналогичный период прошлого года. Импорт товаров из России сократился на 63,9% и составил $1,4 млрд. Интересно, что при таком катастрофическом падении Россия до сих пор остается для Украины крупнейшим торговым рынком — 11,1% экспортных поставок и 16% импорта.

Конечно, с учетом размера экономик, близости во всех смыслах наших стран это позорные показатели. Впрочем, другого в нынешней ситуации ждать не приходится. Еще в прошлом году Россия запретила ввоз из Украины всей растительной продукции — овощей, фруктов, злаков, — а также соков, молочной, сырной продукции, кондитерских изделий, рыбных и плодоовощных консервов. Как выразился один из киевских вице-премьеров, сегодня в российско-украинской повестке нет ни одного более-менее значимого экономического вопроса. Только споры, конфликты, судебные процессы, в частности, в арбитражном суде Стокгольма из-за газового контракта.

После введения новых правил внешней торговли под большим вопросом окажутся поставки из Украины стройматериалов вроде гальки, гравия, щебня, гранита, оксидов и гидроксидов алюминия, различных полуфабрикатов из нелегированной стали, труб из черных металлов, трансформаторов и т.д. Все эти товары в совокупности поставляются к нам на миллиарды долларов.

Причем то же самое, скорее всего, сделает и Белоруссия, являющаяся для Украины вторым по величине торговым партнером после России. Товарооборот между этими государствами составил в 2014 году $5,8 млрд, снизившись по сравнению с 2013 годом на 7,5%. По словам члена Совета Евразийской экономической комиссии от Белоруссии Сергея Румаса, в случае вступления в силу зоны свободной торговли Украины с ЕС эта страна «будет осуществлять мониторинг украинского импорта и в случае возникновения угроз для белорусской экономики имеет право вернуться к рассмотрению защитных мер». Кстати, в прошлом году Беларусь не присоединилась к санкциям, наложенным Россией на украинские товары. Хотя в начале лета 2014 года были эпизоды «торговых войн», когда Белоруссия ввела лицензирование импорта пива и кондитерской продукции, а Украина в ответ — импортные пошлины на продовольственные и потребительские белорусские товары, но к августу в результате двусторонних переговоров эти меры были отменены.

Кстати, все сказанное в равной степени относится и к Казахстану, на который приходится почти 3% от украинского экспорта.

«О том, что Россия закроет свой рынок для украинских компаний в случае ассоциации с ЕС, говорили еще осенью прошлого года, — говорит аналитик «Альпари» Анна Кокорева. — Теперь это станет реальностью. Потери России будут незначительными, российская экономика на порядок превосходит украинскую. В основном Украина поставляла в нашу страну сельскохозяйственную продукцию. Кроме сельскохозяйственных товаров Россия покупала на Украине металлические трубы, вагоны и авиационные детали (речь идет о сотрудничестве с заводом «МоторСич», ГП «Антонов», которое сейчас свернуто. — «МК»). До 2014 года доля России в украинской внешней торговле составляла 27%, в то время как доля Украины в нашем товарообороте — всего 8%. В конце концов суммарные потери Украины составят примерно $33 млрд в год. В эту сумму входят не только доходы от экспорта продукции в Россию, но и средства, которые оставляли в стране российские туристы, а также инвестиции и денежные переводы. По оценкам Федеральной миграционной службы России, еще в прошлом году более 2 млн украинцев находились на территории России. С учетом нелегального пребывания трудовых мигрантов с Украины этот показатель оценивался в пределах 4–5 млн человек. Визовый режим между Россией и Украиной может стать реальностью уже в следующем году. Таким образом, введение жесткого контроля со стороны России на пребывание трудовых ресурсов с Украины может негативно сказаться на благополучии почти половины украинских семей».

Дорога в Европу

Основные надежды на исправление ситуации в Киеве связывают с кредитами Международного валютного фонда. В марте был переведен первый транш в $5 млрд. Однако выделенные деньги нельзя использовать на социальные нужды, они пойдут на погашение госдолга страны, который приблизился к 100% ВВП. Это существенно выше рекомендуемого МВФ показателя для развивающихся стран. По большому счету основной целью работы фонда является недопущение дефолта Украины как государства. Поэтому даже в случае стабилизации ситуации украинскому правительству придется тратить на выплату долга и процентов по нему до 4% ВВП, что станет колоссальным бременем для страны на долгие годы. К этим «прелестям» добавим уже свершившуюся стопроцентную девальвацию гривны и рецессию в экономике.

Уменьшение объемов производства в базовых отраслях Украины за год составило в промышленности 10,7%, в строительстве — 21,7%, оборот розничной торговли уменьшился на 8,6%. Очевидно, снижаются уровни доходов и благосостояния населения Украины, о чем свидетельствует ежемесячное сокращение розничных продаж.

В целом в 2014 году по сравнению с 2013 годом экспорт товаров из Украины упал на 13,5%, до $53,913 млрд, импорт — на 28,3%, до $54,381 млрд. Небольшой рост экспорта в ЕС (Италию, Польшу, Германию), в среднем примерно на 2,5%, не может компенсировать общих потерь. Вот цена, которую сейчас платят украинцы.

В опубликованном 18 мая постановлении Еврокомиссии говорится, что по итогам переговоров в Брюсселе Россия, Украина и ЕС договорились о создании экспертной группы, которая к середине 2015 года подготовит материалы по проблемным вопросам, связанным с таможенным и техническим регулированием, а также фитосанитарным контролем. Конкретно речь идет об унификации таможенных ставок, взаимной синхронизации европейских и российских стандартов сертификации и т.д. Справедливости ради стоит заметить, что в условиях резкого падения взаимного оборота и рецессии в украинской экономике говорить об уязвимости российского рынка пока не приходится.

«Главная проблема киевских властей в том, что они забывают спросить у своего собственного народа, а что же он хочет: идти стройными рядами в ЕС или интегрироваться в Евразийский союз, — говорит директор по развитию компании QB Finance Маргарита Горшенева. — Как показал опыт Виктора Януковича, для Украины, где нет высокого уровня консолидации общества, а количество так называемых западников и пророссийски настроенных граждан примерно равно и сильно разнится в зависимости от региона, это смертельно опасно. Результаты референдума по вопросу стратегического развития страны могли бы стать для Виктора Януковича выходом из положения. Опираясь на них, он действовал бы без оглядки на Запад, при необходимости применяя силу против распоясавшихся на Майдане боевиков. При этом Янукович сохранил бы и власть, и целостность страны. Сейчас Петр Порошенко наступает на те же грабли, потому что нет никаких гарантий, что через год, когда народ Украины будет доведен до отчаяния и многим будет не на что кушать, люди опять не сыграют «в царя горы». Однако после очередного удара Украина может не выдержать и развалиться на несколько частей. Тогда мечта Степана Бандеры о «незалежной» Украине, свободной от москалей, мадьяр и поляков, сбудется в каком-нибудь отдельно взятом княжестве».

Сюжет:

Украинский кризис

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26813 от 20 мая 2015

Заголовок в газете: Дорога Украины в Европу вымощена благими намерениями

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру