Рычаги торговой войны США

Зачем Вашингтону на самом деле понадобились антироссийские санкции?

В США суд присяжных вынес приговор бывшему главе избирательного штаба Дональда Трампа Полу Манафорту. Политтехнолог был признан виновным по восьми пунктам из 18, среди которых есть финансовое мошенничество и уклонение от уплаты налогов, но нет так старательно ему приписываемых связей с Россией. Дело Манафорта тем не менее символично. Он был первой крупной фигурой из окружения Трампа, которая стала жертвой расследования предполагаемого вмешательства Москвы в американские выборы. За шумом вокруг его дела и последовавшим шквалом антироссийских санкций, никто и не заметил, что доказательств «сговора» избирательного штаба Трампа с Россией так и не нашли. Создается впечатление, что и не искали. Как считают эксперты, цель американских санкций — не точечный удар по российской элите, а всеобъемлющая торговая война против нашей страны.

Зачем Вашингтону на самом деле понадобились антироссийские санкции?

А был ли сговор?

На чем же основывались предположения о том, что Манафорт — российский агент? В свое время он работал в качестве политтехнолога на тогдашнего украинского президента Владимира Януковича, имел контакты с крупными российскими бизнесменами.

Впрочем, происходило все это в 2004-2014 гг., и надо заметить, в совершенно открытой и законной форме. Фирма Манафорта декларировала доходы, полученные от партии Януковича, как и любые другие. В марте 2016 года Манафорт получил пост главы избирательного штаба Трампа. В то же время официально закрылся его офис на Украине, хотя после 2014 года и смены власти в этой стране он и без того, можно сказать, простаивал без дела.

А так называемая дружба с российскими бизнесменами куда-то испарилась. В начале 2018 года представители компании Дерипаски Surf Horizon Ltd. даже подали в суд на Манафорта и его делового партнера за незаконное присвоение ими средств и невыгодные консультации по инвестициям.

Все, что комиссии Мюллера удалось накопать на Манафорта — это уход от уплаты налогов и декларирования иностранных счетов в 2012 году, то есть задолго до президентских выборов. А ведь работа комиссии Мюллера по расследованию «российского вмешательства» тянется с октября 2017 года. Неужели за это время нельзя было накопать нечто по-настоящему стоящее? Припрятанные от налоговиков заработки Манафорта — слишком слабые результаты, чтобы оправдать само существование этой комиссии.

Тем не менее ни Сенат, ни Госдеп, похоже, не озабочены поиском реальных причин вводить ограничительные меры против России. Пакеты санкций начали принимать задолго до приговора экс-главе штаба Трампа и в отсутствии каких-либо доказательств, указывающих на вину попавших под санкции предпринимателей. Это наталкивает на мысль, что мнимая связь окружения Трампа с российскими властями и бизнесом — всего лишь оправдание для ведения торговой войны с Россией.

Всем по санкциям

«США все больше воспринимают российскую элиту как нечто целое, — отметил в разговоре с «МК» ведущий эксперт Центра политических технологий Алексей МАКАРКИН. — Первоначально, еще при Обаме, санкции вводились против довольно узкого круга чиновников и предпринимателей, но не затрагивали большую часть элиты. Сейчас американцам совершенно не важно, откуда происходят капиталы конкретного бизнесмена, когда он их заработал, кто ближе к власти, кто дальше. Теперь они считают возможным вводить санкции против практически кого угодно. Вашингтон вполне сознательно предусматривает, что эффект от этих санкций отразится на обычных россиянах. Он перешел к более жестким мерам, распространяющимся на широкие слои населения».

Для примера, в одних только «подсанкционных» компаниях Олега Дерипаски — «Русал», En+ и группе ГАЗ работают около 200 тысяч человек. Без сомнения, дубина санкций ударит, прежде всего, по ним. Но Трамп печется в первую очередь об американских работягах, просто перекладывая деньги из карманов российских рабочих в карманы своего целевого электората.

«Трампу важен экономический рост в собственной стране, — продолжает Алексей Макаркин. — Ему важно, чтобы те штаты, которые за него проголосовали в 2016 году, проголосовали за него и в 2020 — те же самые работяги. Для этого необходимы рабочие места, экономическая экспансия Америки на мировых рынках, чтобы как можно больше продавалось американских товаров, американского сырья».

Поэтому глава Белого дома, подчеркнул эксперт, и пытается с помощью санкций зарубить российский проект газопровода «Северный поток-2». Ведь если Европа не сможет получать дешевый российский газ по трубам, ей волей не волей придется закупить сжиженный американский по завышенным ценам.

Не удивительно, что страны Евросоюза открыто высказывает недовольство подобной политикой США. Ведь санкции против «Северного потока-2» затронут и зарубежные компании, финансирующие строительство газопровода. Так, в январе тогдашний глава МИД Германии Зигмар Габриэль обвинил США в смешении политических и экономических интересов. Он заявил, что Вашингтон хочет выдавить российский газ с европейского рынка, чтобы открыть туда дорогу американскому.

Так запрещалась сталь

Но российским газом, США, естественно, не ограничиваются, нанося удары по всем сильным сторонам российской экономики, в том числе по одному из крупнейших в мире производителей алюминия компании «Русал» и лидеру российского автомобильного рынка группе ГАЗ. Случайно ли что под санкции попали самые конкурентоспособные российские производители, вышедшие в последние годы на новый виток развития?

К примеру, ГАЗ в последнее время достиг наилучших результатов за многие годы работы, вышел в лидеры на российском рынке и расширил свое присутствие за рубежом, став наравне конкурировать с иностранными компаниями. Такая ситуация, очевидно, не устраивает Соединенные Штаты, которые хотят контролировать все рынки, все отрасли, весь мировой финансовый и промышленный сектор.

Дональд Трамп с самого начала не скрывал, что собирается защищать экономические интересы своей страны самыми агрессивными методами. «Торговые войны — это хорошо, и их легко выиграть», — написал он в своем Твиттере в марте этого года. Тогда его давняя инициатива — обложить иностранные сталь и алюминий высокими пошлинами — наконец начала воплощаться в жизнь. Ввозные тарифы на сталь были повышены до 25%, а на алюминий — до 10%. Под раздачу попала не только «кругом виноватая» Россия, но и, казалось бы, партнер США Евросоюз, который не замедлил выразить свое возмущение и ввести ответные пошлины на ряд американских товаров.

Ухватив этот «стальной рычаг», Америка начала применять его и для наказания несогласных, уже плохо разбирая, где друзья, а где враги. Как только Турция отказалась выдать США арестованного по обвинениям в терроризме американского пастора, Вашингтон повысил для нее пошлины на эти металлы в два раза. Это вызвало неизбежное падение турецкой национальной валюты, а Соединенные Штаты записали в свой актив еще одну выигранную битву в торговой войне против всего мира.

Россия в данной ситуации является не более, чем товарищем по несчастью всех стран, не по своей воле оказавшихся на фронтах торговой войны с США. «Всем понятно, что санкции в отношении России введены не из-за Сирии, не из-за Украины, не из-за Крыма, не из-за чего бы то ни было, кроме как из-за желания использовать методы недобросовестной конкуренции, продвигать абсолютно бесперспективную политику сдерживания России», — недавно подчеркнул министр иностранных дел РФ Сергей Лавров.

Обсуждения новых санкций в отношении России, прошедшие 21 августа в американском Конгрессе, только подтверждают реальные намерения Вашингтона. Сенатор Джон Нили Кеннеди в ходе этой дискуссии обозначил тему своего выступления: «как поставить российскую экономику на колени», а заместитель главы Минфина Маршалл Биллингсли сообщил, что США не планируют снимать санкции с «Русала». «Мы далеки от того, чтобы снижать давление, мы наращиваем его», — сказал он.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Популярно в соцсетях

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру