Компенсация «Транснефти»

Пострадавшие от «грязного» сырья хотят увеличить размер возмещения за ущерб

Совет директоров «Транснефти» утвердил порядок выплат поставщикам нефти, пострадавшим в связи с загрязнением сырья в трубопроводе «Дружба» в апреле этого года. Размер компенсации, определенный компанией, составляет $15 за баррель — именно в такую сумму трубопроводная монополия оценивает ущерб экспортеров черного золота. Поставщики считают, что «Транснефть» принимала решение о размере компенсации в одностороннем порядке, и собираются потребовать увеличения выплат. Учитывая, что уже при их нынешнем уровне компенсации затраты российской компании на исполнение своих обязательств по разным подсчетам могут составить от $330 млн до $550 млн, дополнительная нагрузка в виде роста выплат пострадавшим нефтяникам может стать весьма существенной для финансовой системы «Транснефти».

Пострадавшие от «грязного» сырья хотят увеличить размер возмещения за ущерб

По словам советника главы «Транснефти» Игоря Демина, сумма в $15 за баррель некондиционной нефти является максимальным размером компенсации. Для того чтобы предъявить свои права на ее получение, поставщикам необходимо подтвердить свои убытки документально. «Мы будем работать с каждым грузоотправителем. Но пока никто не предъявлял официальных требований по компенсациям», — отметил менеджер трубопроводной монополии.

Тем не менее, как полагают эксперты, в ближайшее время целый ряд отечественных добывающих компаний может предъявлять «Транснефти» претензии по поводу выплаты компенсации. Тем более что ранее первый вице-президент трубопроводного холдинга Максим Гришанин в интервью «Российской газете» 22 июля сказал, что о «наличии негативных последствий от инцидента заявляют компании-грузоотправители, в том числе "Роснефть", "КазТрансОйл", "ЛУКОЙЛ", "Сургутнефтегаз", "Татнефть", "Газпром нефть", "Башнефть" и некоторые другие компании. А также ряд европейских потребителей нефти.

Напомним, что проблемы с трубопроводом «Дружба» начались в середине апреля, когда «Белнефтехим» заявил, что на местное нефтеперерабатывающее предприятие Мозырский НПЗ начало поступать углеводородное сырье с высоким содержанием дихлорэтана. Сразу после этого события не только Белоруссия, но и другие европейские страны, закупающие нефть по этой трубопроводной системе, в том числе Польша, Чехия и Словакия, прекратили прокачку черного золота. Исходя из данных ЦДУ ТЭК, которые приводит «Интерфакс», прокачка по трубопроводу «Дружба» в апреле была 3,9 млн т, а в мае снизилась до 443 000 т.

Поставки чистой нефти в полном объеме, как утверждает «Транснефть», возобновились 1 июля. Несколькими днями позже Польша и Белоруссия по согласованию с Россией начали возвращать загрязненную нефть в нашу страну. Этот процесс, по предварительным прогнозам, должен завершиться к середине августа.

Тем не менее разногласия между российской компанией и ее партнерами, пострадавшими в результате загрязнения нефти, остаются. Одним из самых главных предметов спора является объем загрязненной нефти, который успели прокачать по «Дружбе» до того момента, пока «Белнефтехим» не поднял тревогу. По этому вопросу мнения у обеих сторон — «Транснефти» и пострадавших компаний — довольно разные. Как говорил вице-президент российской компании Сергей Андронов, общий объем некондиционной нефти, поставленной по нефтепроводной системе «Дружба» и через порт Усть-Луга, составил порядка 3 млн тонн.

Белорусская компания «Гомельтранснефть Дружба» приводит другой показатель — 5 млн тонн. Если исходить из российской оценки, «Транснефть» будет вынуждена выплатить нефтяникам до $330 млн. По белорусскому варианту выходит гораздо больше — до $550 млн.

Решение «Транснефти» о максимальном размере компенсаций за загрязненную нефть в «Дружбе» на уровне $15 за баррель является односторонним, заявил заместитель председателя концерна «Белнефтехим» Владимир Сизов. Его слова приводит агентство «БелТА». «По общему юридическому правилу обязанное лицо не может в одностороннем порядке определять пределы своей ответственности перед теми, кому оно обязано», – объяснил Сизов позицию компании. Он добавил, что «трубопровод почти очищен от грязной нефти, и теперь компания намерена сосредоточиться на решении вопроса компенсации понесенных потерь»», — уверен заместитель главы белорусского государственного холдинга Владимир Сизов.

Самостоятельное решение «Транснефти» о размере компенсации вызывает сомнение и у российских экспертов. В частности, экономист Никита Кричевский сравнивает предложенный компанией механизм c выплатами по ряду страховых случаев, когда ущерб возмещается в полном объеме, но в пределах установленного лимита. «Если ущерб превышает заданную планку, то все бремя затрат ложится на плечи пострадавшего. Здесь, на мой взгляд, наблюдается аналогичная картина», — считает Никита Кричевский.

Отраслевые специалисты обращают внимание еще на одну деталь. По их мнению, «Транснефть» заинтересована минимизировать свои расходы на компенсацию. «С учетом сокращения объемов прокачки из-за проблем с «Дружбой», доходы «Транснефти» сократятся, поэтому полностью расплатиться по счетам будет непросто. Особенно учитывая, что государство потребовало вдвое увеличить дивидендные выплаты государственных корпораций», — отмечает управляющий партнер аналитического агентства WMT Consult Екатерина Косарева.

Впрочем, помимо экономического отрицательного эффекта от истории с загрязненной нефтью существует иная, также достаточно важная сторона дела — это вопрос снижения репутации России в качестве надежного долгосрочного поставщика энергоресурсов на экспорт. На этой проблеме заострил внимание российский президент Владимир Путин. По словам главы государства, инцидент с приостановкой поставок нефти в Белоруссию является серьезным имиджевым, экономическим и материальным ущербом для России.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру